Аннотация и РП родной русский язык 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Родной русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» обязательной
предметной области «Родной язык и родная литература» разработана в соответствии с
пунктом 32.1 федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (далее - ФГОС ООО), и реализуется 1 год в 9 классе. Этот учебный
предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа
является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного
общего образования (далее - ООП ООО).
Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с ФГОС ООО и
определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по
определенному учебному предмету с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей:
- содержание учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные
и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и
утверждена директором МБОУ СОШ № 8.
Дата 31.08 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Департамент муниципальных учреждений
Администрации Красновишерского ГО
МБОУ СОШ № 8
ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 8
протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

приказом директора
МБОУ СОШ № 8
№ 245
от 31 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной русский язык»
для обучающихся 9 классов

Учитель: Собянина С.Е.
Антипина Л.В.
Чеботарева Н.Н.

г. Красновишерск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 года № 1897.
Рабочая программа разработана основе примерной программы по учебному предмету «Русский
родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол
от 31 января 2018 года № 2/18( Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб. пособие для
общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М.
Александровой. – М.: Просвещение, 2020);
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив
О.М. Александрова,
О.В. Загоровская,
С.И. Богданов,
Л.А. Вербицкая и др.

Название учебного
пособия
«Русский родной
язык»

Класс
9 класс

Издательство,
год выпуска
М.:
«Просвещение»,
2020 г.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год

Планируемые результаты
Изучение предметной области "Родной язык" должно обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры,
знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической
идентичности;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации
Выпускник получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- стремления к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели;

- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных
задач;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов
образом;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной
и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического
понимания текста;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи,
построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами
текстового редактора.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
- понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять
их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в
современных ситуациях речевого общения;
понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники
крылатых слов и выражений;
- понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные
русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения
иноязычной лексики;
- определять различия между литературным языком и диалектами;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; - использовать словари,
- осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного
человека;
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила
речевого этикета;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас;
- соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного
языка;
- употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической;
- соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать основные нормы русского речевого этикета; - соблюдать основные орфографические нормы
современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
- соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках
изученного в основном курсе);
- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания,
чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации), а
именно:
- владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚
интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
- владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных;
- классифицировать фактический материал по определѐнному признаку;
- выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
- уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
устанавливать причинноследственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения;
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приѐмами
работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.;
- основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация,
конспект);
- использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад.

Содержание учебного курса «Русский родной язык»
9 класс (34 ч)
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Раздел 2. Культура речи (14 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение
орфоэпической нормы как художественный приѐм. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки,
связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью. Основные грамматические
нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу
управления. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и
однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚
введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Речевой этикет. Этика и этикет в
электронной среде общения. Этикет Интернетпереписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в
Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль.
Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность
в художественном произведении. Текст и интертексты. Афоризмы. Прецендентные тексты.

Тематическое планирование учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс
(34 часа)
№п/п

Разделы, темы уроков

Количество

По

часов

плану

Раздел 1. Язык и культура. ( 10 часов )
1

Русский язык как зеркало национальной культуры и

1

истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов ( концептов) русской
культуры, их национально-историческая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)
из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие русского языка как закономерный процесс

2

5

Основные тенденции развития современного русского
языка

5

6

Новые иноязычные заимствования в современном

6

2
3

4

3

4

русском языке
7

8

Словообразовательные неологизмы в современном
русском языке
Переосмысление значений слов в современном русском

9

Стилистическая переоценка слов в современном

9

7

8

русском литературном
10

Проверочная работа № 1 (представление проектов,
результатов исследовательской работы)
Раздел 2. Культура речи( 10 часов )

10

11

Основные орфоэпические нормы

1

12

Изменение произношений и ударений в современном

2

литературном русском языке
13

Лексическая сочетаемость слова и точность

3

14

Тавтология, плеоназмы, речевая избыточность

4

15

Нормы употребления причастных и деепричастных

5

оборотов
16

Типичные ошибки в управлении

6

17

Речевой этикет в деловом общении

7

18

Этика и этикет в электронной среде общения

8

19-20

Проект. Анализ типов заголовков в современных

9-10

СМИ, видов интервью в современных СМИ
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 14
часов )
21

Русский язык в Интернете. Правила информационной

1

Факт

безопасности
22

Текст и его основные признаки. Тематическое единство

2

текста.
23

Виды преобразования текстов: аннотации, конспект.

3

24

Виды преобразования текстов: графики и диаграммы.

4

25

Понятие инфографики.

5

26

Практическая работа. Инфографика темы «Текст»

6

27

Разговорная речь. Анекдот, шутка

7

28

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

8

29

Научно-учебный стиль. Доклад, сообщение.

9

30

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

10

31

Язык художественной литературы. Прецедентные

11

тексты.
32

Защита проекта. Создание текстов разных стилей

12

33

Годовая контрольная работа

13

34

Анализ контрольной работы

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».