МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Родной русский язык» Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» разработана в соответствии с пунктом 32.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), и реализуется 1 год в 9 классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО). Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по определенному учебному предмету с учетом рабочей программы воспитания. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей: - содержание учебного предмета; - планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8. Дата 31.08 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Департамент муниципальных учреждений Администрации Красновишерского ГО МБОУ СОШ № 8 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 протокол № 1 от 30 августа 2023 г. приказом директора МБОУ СОШ № 8 № 245 от 31 августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной русский язык» для обучающихся 9 классов Учитель: Собянина С.Е. Антипина Л.В. Чеботарева Н.Н. г. Красновишерск 2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897. Рабочая программа разработана основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года № 2/18( Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020); Рабочая программа ориентирована на учебник: Автор/Авторский коллектив О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др. Название учебного пособия «Русский родной язык» Класс 9 класс Издательство, год выпуска М.: «Просвещение», 2020 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год Планируемые результаты Изучение предметной области "Родной язык" должно обеспечить: - воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Личностные результаты В рамках когнитивного компонента будут сформированы: - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: - устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации Выпускник получит возможность для формирования: - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - стремления к речевому самосовершенствованию; Метапредметные результаты Выпускник научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия достижения цели; - планировать пути достижения целей; - уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; - осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора. Предметные результаты Выпускник научится: - осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; - понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений; - понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; - определять различия между литературным языком и диалектами; - соблюдать нормы русского речевого этикета; - использовать словари, - осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета; - обогащать активный и потенциальный словарный запас; - соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного языка; - употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической; - соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать основные нормы русского речевого этикета; - соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); - соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); - совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации), а именно: - владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; - классифицировать фактический материал по определѐнному признаку; - выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; - уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; - владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приѐмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; - основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); - использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; - владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; - уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад. Содержание учебного курса «Русский родной язык» 9 класс (34 ч) Раздел 1. Язык и культура (10 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Раздел 2. Культура речи (14 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернетпереписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертексты. Афоризмы. Прецендентные тексты. Тематическое планирование учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс (34 часа) №п/п Разделы, темы уроков Количество По часов плану Раздел 1. Язык и культура. ( 10 часов ) 1 Русский язык как зеркало национальной культуры и 1 истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов ( концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие русского языка как закономерный процесс 2 5 Основные тенденции развития современного русского языка 5 6 Новые иноязычные заимствования в современном 6 2 3 4 3 4 русском языке 7 8 Словообразовательные неологизмы в современном русском языке Переосмысление значений слов в современном русском 9 Стилистическая переоценка слов в современном 9 7 8 русском литературном 10 Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы) Раздел 2. Культура речи( 10 часов ) 10 11 Основные орфоэпические нормы 1 12 Изменение произношений и ударений в современном 2 литературном русском языке 13 Лексическая сочетаемость слова и точность 3 14 Тавтология, плеоназмы, речевая избыточность 4 15 Нормы употребления причастных и деепричастных 5 оборотов 16 Типичные ошибки в управлении 6 17 Речевой этикет в деловом общении 7 18 Этика и этикет в электронной среде общения 8 19-20 Проект. Анализ типов заголовков в современных 9-10 СМИ, видов интервью в современных СМИ Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 14 часов ) 21 Русский язык в Интернете. Правила информационной 1 Факт безопасности 22 Текст и его основные признаки. Тематическое единство 2 текста. 23 Виды преобразования текстов: аннотации, конспект. 3 24 Виды преобразования текстов: графики и диаграммы. 4 25 Понятие инфографики. 5 26 Практическая работа. Инфографика темы «Текст» 6 27 Разговорная речь. Анекдот, шутка 7 28 Официально-деловой стиль. Деловое письмо. 8 29 Научно-учебный стиль. Доклад, сообщение. 9 30 Публицистический стиль. Проблемный очерк. 10 31 Язык художественной литературы. Прецедентные 11 тексты. 32 Защита проекта. Создание текстов разных стилей 12 33 Годовая контрольная работа 13 34 Анализ контрольной работы 14