Аннотация и РП родная русская литература 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Родная русская литература»
Рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература»
обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» разработана
в соответствии с пунктом 32.1 федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), и реализуется 1 год
в 9 классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана.
Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной
образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО).
Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с ФГОС
ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ
СОШ № 8 по определенному учебному предмету с учетом рабочей программы
воспитания.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО,
определяющей:
- содержание учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
(далее – ЭОР/ЦОР).
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и
утверждена директором МБОУ СОШ № 8.
Дата 31.08 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Департамент муниципальных учреждений
Администрации Красновишерского ГО
МБОУ СОШ № 8
ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 8
протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

приказом директора
МБОУ СОШ № 8
№ 245
от 31 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная русская литература»
для обучающихся 9 классов

Учитель: Собянина С.Е.
Антипина Л.В.
Чеботарева Н.Н.

г. Красновишерск 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
 Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от
19 декабря 2012 г. № 1666»;
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования";
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №
189, с изменениями от 28.11.2015;
 Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20);
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
· воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
· формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
· осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
· развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:

· приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
· осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
· выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
· получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте еѐ взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
· выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
· формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
· накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
· формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
· развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
· осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
· способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
· способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных
учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
· навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
 понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской)
классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и
взаимовлияний;
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской
литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе
Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских

ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
художественного
текста;
создавать
развернутые
историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных
форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его
воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения различными способами еѐ
обработки и презентации.
В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2.Содержание учебного предмета, курса
1. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских
писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и
культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в
Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».

Перечень имѐн писателей в программе курса русской родной литературы включает не
только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного
канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы, что позволяет
дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое
количество произведений современных авторов, продолжающих в своѐм творчестве
национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных
современному школьнику, чем классика.
3. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на
различном литературно-художественном материале показать, как важные для
национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта,
милосердие).
4. Произведения, входящие в каждый проблемно-тематический блок, могут служить
аргументами при написании сочинения 9.3, т.к. раскрывают определѐнное понятие:
«дружба», «любовь», «нравственность» и др.
5. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы,
отражѐнные средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№
п/п
1

Проблемно-тематический блок

Количество часов

Россия – Родина моя

7

2

Русские традиции

5

3

Русский характер – русская душа

4

4

Загадки русской души

3

5

О ваших ровесниках

5

6

Нравственность – основа человеческих ценностей

10

Итого:

34
Приложение
Календарно-тематическое планирование

№
Наименование темы
Дата
п/п
проведения
1
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и
литературе Песня "Как две тученьки не две грозныя..."
(русская народная песня). В.А. Жуковский "Певец во
стане русских воинов" (в сокращении).
2
Тема исторического прошлого Родины. А.С. Пушкин
"Полководец", "Бородинская годовщина" (фрагмент).
3
Герой войны 1812 г. М.И. Цветаева "Генералам
двенадцатого года". И.И. Лажечников "Новобранец 1812
года" (фрагмент)

4
5
6

7
8

9
10
11

12

13

14

15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Александр Невский - заступник земли Русской
Петербург в русской литературе.
Л.В. Успенский "Записки старого петербуржца (глава
"Фонарики-сударики") Картины жизни Петербурга в
начале XX века.
И.З.Суриков «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская..»
П.А. Вяземский «Степь». А.П.Чехов «Степь».
Русские традиции. Августовские Спасы. К.Д. Бальмонт
"Первый Спас". Поэтический образ «Первого спаса».
Приѐмы создания образа.
«Нравственная сила» в рассказе Е. И. Носова «Яблочный
спас»… Тема, художественные образы и идея рассказа
Судьба человека в судьбе страны. А.А. Платонов "На заре
туманной юности" (главы).
Чувство Родины в рассказе В.П. Астафьева "Далѐкая и
близкая сказка" (из повести "Последний поклон"). Судьба
героя.
"Той женщине, чьѐ имя - мать...!" Анализ "Легенды о
материнской любви" В. Сухомлинского и стихотворения
Е. Евтушенко "Уходят матери"
Тема памяти в стихотворении Н.П. Майорова "Мы". М.В.
Кульчицкий "Мечтатель, фантазѐр, лентяй-завистник!.."
Образ лирического героя.
Великая Отечественная война в произведениях русских
писателей. А.П. Кешоков. «Незавершенный портрет», Е.
И. Носов «Переправа»
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы
писателя. Трагическая судьба человека в годы ВОВ.
Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во
время давно закончившейся войны.
Подвиг русских женщин во время ВОВ (по рассказу В.
Лидина "Книга бессмертна")
Философское размышление о жизни и судьбах русских
эмигрантов в рассказе Б.К. Зайцева "Лѐгкое бремя".
Судьбы русских эмигрантов в изображении А.Т.
Аверченко "Русское искусство". Юмор и сатира.
Р.Р.
Судьбы
русских
эмигрантов.
Сочинениерассуждение
Автобиографическая повесть Ю.И. Коваль "От красных
ворот" (фрагмент). Прощание с детством.
Проблема межличностных взаимоотношений в рассказе
С. Языкова "Несерьѐзные дети"
Жестокий мир подростков в рассказе "Мы приговариваем
тебя к смерти"
Проблема милосердия в рассказе А. Приставкина
"Золотая рыбка"
Спор поколений в пьесе Л. Разумовской "Дорогая Елена
Сергеевна"
Образ учителя в рассказе "Лучшая учительница"
Тема нравственного выбора в рассказе Ю. Кима "Первый
выпоротый"

27
28
29
30
31
32
33
34

Нравственность — основа всех человеческих ценностей.
По рассказу М. Гелприна "Свеча горела"
Р.Р. Роль учителя в жизни человека. Сочинениерассуждение
Память культуры в рассказе К. Г. Паустовского «Медные
доски»
Проблема исторической памяти в рассказе Вл. Солоухина
«Чѐрные доски»
Д. С. Лихачѐв. «Письма о добром и прекрасном»
Д. С. Лихачѐв. Анализ "Письма № 6"
И.А.Бродский «Мой народ».С.А. Каргашин «Я – русский!
Спасибо, Господи!»
Обобщение о разделу "Нравственность — основа всех
человеческих ценностей "

Учебно-методическая литература по учебному предмету «Родная (русская)
литература».
Учебно-методический комплект
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - //
Программы для общеобразовательных учреждений. — М., 2013.
2. Александрова О.М., Аристова М.А. и другие Родная русская литература: 9 класс:
учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва; Просвещение, 2021.191 с.
3.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год.
4.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Газета «1 сентября»
www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5.

Учебный

портал

по

использованию

ЭОР

в

образовательной

деятельности

http://eor.it.ru/eor/
6.Завуч. инфо www.zavuch.info
7.Педсовет http://pedsovet.org
8.Электронная

библиотека

http://philology.ruslibrary.ru/

специальной

филологической

литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».