МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Химия» Рабочая программа учебного предмета «Химия» обязательной предметной области «Естественно-научные предметы» разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО) и реализуется 2 года с 8 по 9 классы. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО). Рабочая программа разработана учителем в соответствии с п. 32.1 ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по определенному учебному предмету с учетом рабочей программы воспитания. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей: - содержание учебного предмета; - планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8. Дата 31.08 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Департамент муниципальных учреждений Администрации Красновишерского ГО МБОУ СОШ № 8 ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 протокол № 1 от 30 августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 8 № 245 от 31 августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 373626) учебного предмета «Химия» (Базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов Учитель: Минина О.М. г. Красновишерск 2023 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» Личностные результаты -знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии; - достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); - общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; - основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; -основных прав и обязанностей гражданина (в том числе обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; -социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией; -чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; -уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; - уважение и учѐт мнения окружающих к личным достижениям в изучении химии; -признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих людей; необходимости самовыражения, самореализации, социального признания; -осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и процессов; -убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий; -умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов. Метапредметные результаты — использование различных источников химической информации; получение такой информации, ее анализ, подготовка на основе этого анализа информационного продукта и его презентация; — применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения и т. д.) для изучения химических объектов; — использование основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства, систематизации, классификации и др.) при изучении химических объектов; — формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных химических закономерностей; — прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения, а также установления аналогии; — формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности; — определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и путей их достижения; — раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами, применением, нахождением в природе и получением важнейших химических веществ; — аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии по материалам химического содержания. Предметные результаты В познавательной сфере Знание (понимание): — химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ, уравнений химических реакций; — важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электро- отрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; — формулировок основных законов и теорий химии: атомно-молекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Авогадро; Периодического закона Д. И. Менделеева; теории строения атома и учения о строении вещества; теории электролитической диссоциации и учения о химической реакции. Умение называть: — химические элементы; — соединения изученных классов неорганических веществ; Объяснение: — физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д. И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; — закономерностей изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и А групп, а также свойств образуемых ими высших оксидов и гидроксидов; — сущности процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Умение характеризовать: — химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; — взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; — химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, амфотерных соединений и солей). Определение: — состава веществ по их формулам; — валентности и степени окисления элементов в соединении; — видов химической связи в соединениях; — типов кристаллических решеток твердых веществ; — принадлежности веществ к определенному классу соединений; — типов химических реакций; — возможности протекания реакций ионного обмена. Составление: — схем строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева; — формул неорганических соединений изученных классов; — уравнений химических реакций. Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием. Проведение химического эксперимента: — подтверждающего химические свойства изученных классов неорганических веществ; — подтверждающего химический состав неорганических соединений; — по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (кислорода, водорода); Вычисление: — массовой доли химического элемента по формуле соединения; — массовой доли вещества в растворе; — массы основного вещества по известной массовой доле примесей; — объемной доли компонента газовой смеси; — количества вещества, объема или массы вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: — для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; — для объяснения отдельных фактов и природных явлений; — для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. В ценностно-ориентационной сфере Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ. В трудовой сфере Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания, фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ; изготовления моделей молекул. В сфере безопасности жизнедеятельности — соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента; — оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травма II. Содержание учебного предмете «Химия». Первоначальные химические понятия (20 часов). Химия- важнейшая область естествознания и практической деятельности человека (5 часов). Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли; химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в лаборатории и приѐмами обращения с лабораторным оборудованием; Практическая работа № 1. Правила работы в лаборатории и приѐмы обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работа № 2. Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли). Вещества и химические реакции (15 часов). Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Физические и химические явления. Химическая реакция и еѐ признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых). Важнейшие представители неорганических веществ (30 часов). Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода. Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзои эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя. Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объѐм газов. Расчѐты по химическим уравнениям. Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.1 Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод. Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов. Основания. Классификация оснований: щѐлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оснований. Получение оснований. Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот. Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и химические свойства солей. Получение солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью; приготовление растворов с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (15 часов). Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента. Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учѐный и гражданин. Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения). Резервное время- 3 часа. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия.9 класс» Предметные результаты В познавательной сфере Знание (понимание): — химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ, уравнений химических реакций; — важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и не электролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; — формулировок основных законов и теорий химии: атомно-молекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Авогадро; Периодического закона Д. И. Менделеева; теории строения атома и учения о строении вещества; теории электролитической диссоциации и учения о химической реакции. Умение называть: — химические элементы; — соединения изученных классов неорганических веществ; — органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза. Объяснение: — физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д. И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; — закономерностей изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и А групп, а также свойств образуемых ими высших оксидов и гидроксидов; — сущности процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Умение характеризовать: — химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; — взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; — химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, амфотерных соединений и солей). Определение: — состава веществ по их формулам; — валентности и степени окисления элементов в соединении; — видов химической связи в соединениях; — типов кристаллических решеток твердых веществ; — принадлежности веществ к определенному классу соединений; — типов химических реакций; — возможности протекания реакций ионного обмена. Составление: — схем строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева; — формул неорганических соединений изученных классов; — уравнений химических реакций. Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием. Проведение химического эксперимента: — подтверждающего химические свойства изученных классов неорганических веществ; — подтверждающего химический состав неорганических соединений; — по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака); — по определению хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с помощью качественных реакций. Вычисление: — массовой доли химического элемента по формуле соединения; — массовой доли вещества в растворе; — массы основного вещества по известной массовой доле примесей; — объемной доли компонента газовой смеси; — количества вещества, объема или массы вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: — для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; — для объяснения отдельных фактов и природных явлений; — для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. В ценностно-ориентационной сфере Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ. В трудовой сфере Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания, фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ; изготовления моделей молекул. В сфере безопасности жизнедеятельности — Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента; — оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах. II. Содержание учебной программы «Химия 9» Вещество и химическая реакция (17 часов) Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трѐх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением их атомов. Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решѐток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решѐтки и вида химической связи. Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия. Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей. Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решѐток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение экспериментальных задач. Неметаллы и их соединения (25 часов) Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе. Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и еѐ соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоѐмов), способы его предотвращения. Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, еѐ получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоѐмов). Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и еѐ соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений. Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни. Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и еѐ соединениями (возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака еѐ протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решѐток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с процессом адсорбции растворѐнных веществ активированным углѐм и устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения». Металлы и их соединения (20 часов). Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решѐтка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности. Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жѐсткость воды и способы еѐ устранения. Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III), их состав, свойства и получение. Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жѐсткой воды; процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов); исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения». Химия и окружающая среда (3 часа) Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК). Роль химии в решении экологических проблем. Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки, их роль в быту и промышленности. Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы). III. Тематическое планирование с указанием часов, основных видов деятельности обучающихся Темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на изучение Тема 1. Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека (5 ч) Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 1. Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Методы познания в химии. 2. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. 3. Знакомство с правилами безопасности и приѐмами работы в химической лаборатории. Практическая работа № 1. Правила работы в лаборатории и приѐмы обращения с лабораторным оборудованием. 4. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Практическая работа № 2. Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли) 5. Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Демонстрации 1. Лабораторное оборудование. 2. Различные виды химической посуды. 3. Образцы веществ. - Раскрывать смысл изучаемых понятий. -Раскрывать роль химии в природе и жизни человека, еѐ связь с другими науками. -Различать чистые вещества и смеси; однородные и неоднородные смеси. -Различать физические и химические явления. -Определять признаки химических реакций и условия их протекания. Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с химическими веществами в соответствии с инструкциями по выполнению практических работ. -Планировать и проводить химический эксперимент по изучению и описанию физических свойств веществ, способов разделения смесей веществ. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную Тема 2. Вещества и химические реакции (15 ) 4. Способы разделения смесей (фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография). литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии 1.Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. 2. Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов. 3-4. Атомно-молекулярное учение. Химическая формула. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. 5-6. Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисления — относительной молекулярной массы веществ; — массовой доли химического элемента по формуле соединения. 7. Валентность атомов химических элементов. 8. Физические и химические явления. Лабораторные опыты: Примеры -Применять естественно-научные методы познания (в том числе наблюдение, моделирование, эксперимент) и основные операции мыслительной деятельности (сравнение, классификация) для изучения веществ и химических реакций. -Раскрывать смысл изучаемых понятий и законов и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. -Различать физические и химические явления, объяснять их сущность с точки зрения атомно-молекулярного учения. -Определять признаки химических реакций, условия их протекания. -Объяснять сущность физических и физических явлений (плавление воска, таяние льда). 9. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Лабораторные опыты: Примеры химических явлений (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой). 10-11. Химические уравнения. 12-13. Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Закон сохранения массы веществ. М. В. Ломоносов — учѐный-энциклопедист. 14-15. Повторение и обобщение материала. Контроль знаний. Демонстрации 1.Физические явления (растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды и т. д.). 2. Химические явления (горение свечи, разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II), взаимодействие железа с серой, взаимодействие железа с раствором соли меди(II)). Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы. химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения. -Классифицировать химические реакции (по числу и составу реагирующих и образующихся веществ). -Составлять формулы бинарных веществ по валентности и определять валентность по формулам веществ. -Расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций. -Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справ очные материалы, ресурсы Интернета. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии Важнейшие представители неорганических веществ (30 ч) Тема 3. Воздух. Кислород. Понятие об оксидах (5 ч) 1.Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон — аллотропная модификация кислорода. 2. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции окисления, горение, круговорот кислорода в природе). Условия возникновения и прекращения горения. Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях. 3. Понятие об оксидах. Лабораторный опыт: Ознакомление с образцами оксидов 4. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода. -Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. -Характеризовать (описывать) состав воздуха, физические и химические свойства кислорода, способы его получения, применение и значение в природе и жизни человека. -Сравнивать реакции горения и медленного окисления. -Собирать приборы для получения кислорода (вытеснением воды и воздуха). - Распознавание опытным путѐм кислорода. -Использовать химическую символику для составления формул веществ, молекулярных уравнений химических реакций с участием кислорода. Практическая работа № 3. Получение и собирание кислорода, изучение его свойств. 5. Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха, способы его предотвращения. Усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя. Демонстрации Взаимодействие фосфора, серы и железа с кислородом (возможно использование видеоопытов). Опыты, демонстрирующие условия возникновения и прекращения горения. -Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования, а также правилам обращения с горючими веществами в быту. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Участвовать в совместной работе в группе. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности 1. Практическая работа№ 4. Получение и собирание водорода, изучение его свойств 2. Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в природе, физические и химические свойства (на примере взаимодействия с неметаллами и оксидами металлов), применение, способы получения. 3. Понятие о кислотах. Взаимодействие кислот с металлами. -Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. -Характеризовать (описывать) физические и химические свойства водорода, способы его получения, применение. -Собирать прибор для получения водорода. -Использовать химическую символику Водород. Понятие о кислотах и солях ( 5 часов) Демонстрации Получение, собирание и распознавание водорода. Горение водорода. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II). 4. Понятия о солях. 5. Решение расчѐтных задач. Вычисления — молекулярной массы вещества на основании атомной массы химических элементов. для составления формул веществ, молекулярных уравнений химических реакций с участием водорода. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования, а также правилам обращения с горючими веществами в быту. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Участвовать в совместной работе в группе 1.Количество вещества. Моль. Закон Авогадро. Молярная масса. 2. Молярный объѐм газов. 3-4. Расчѐты по химическим уравнениям. Вычисления — объѐма, количества вещества газа по его известному количеству вещества или объѐму; — объѐмов газов по уравнению реакции на основе закона объѐмных отношений газов -Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия, а также изученные законы и теории для решения расчѐтных задач. -Вычислять молярную массу веществ; количество вещества, объѐм газа, массу вещества; -Проводить расчѐты по уравнениям химических реакций: количества, объѐма, массы вещества по известному количеству, объѐму, массе реагентов или продуктов реакции. -Выстраивать развѐрнутые письменные и Количественные отношения в химии (4 ч) устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии Вода. Растворы. Понятие об основаниях (5 ч) 1.Физические свойства воды. Анализ и синтез — методы изучения состава воды. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод. 2. Химические свойства воды (реакции с металлами, оксидами металлов и неметаллов). 3. Состав оснований. Понятие об индикаторах. 4. Вода как растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Роль растворов в природе и в жизни человека. 5. Массовая доля вещества в растворе. Практическая работа № 5. Приготовление растворов с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества. -Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. -Характеризовать физические и химические свойства воды, еѐ роль как растворителя в природных процессах. -Составлять уравнения химических реакций с участием воды. –Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением природных вод, способы очистки воды от примесей, меры по охране вод от загрязнения. –Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Проводить вычисления с применением понятия «массовая доля вещества в растворе». -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета. Основные классы неорганических соединений (11 ч) 1.Классификация неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация (основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие), номенклатура 2.Получение и химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов. 3. Основания: состав, классификация, номенклатура (международная и тривиальная), физические и химические свойства, способы получения. Лабораторные опыты. Получение нерастворимых оснований. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. 4-5. Кислоты: состав, классификация, номенклатура, физические и химические -Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. -Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей и называть их по международной номенклатуре. -Прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся. -Составлять молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства и способы получения веществ изученных классов/групп, а также подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними. -Производить вычисления по уравнениям химических реакций. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. свойства, способы получения. Ряд активности металлов. Лабораторная работа. Взаимодействие кислот с металлами. 6-7. Соли (средние): номенклатура, способы получения, взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами и солями. Лабораторный опыт. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. 8. Генетическая связь между классами неорганических соединений. 9. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 10-11. Решение расчѐтных задач. Вычисления — по уравнениям химических реакций Демонстрации Образцы неорганических веществ различных классов. Взаимодействие раствора серной кислоты с оксидом меди(II). Реакция нейтрализации. Периодический закон и Периодическая -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (7 ч) 1.Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды, группы, подгруппы. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. 3. Строение атомов. Состав атомных ядер. 4. Изотопы. 5. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. 6. Характеристика химического элемента по его положению в Пери Периодической системе Д. И. Менделеева. 7. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учѐный, педагог и гражданин -Раскрывать смысл периодического закона. -Понимать существование периодической зависимости свойств химических элементов (изменение радиусов атомов и электроотрицательности) и их соединений от положения в периодической системе и строения атома. -Устанавливать связь между положением элемента в периодической системе и строением его атома (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям). -Прогнозировать характер изменения свойств элементов и их соединений по группам и периодам Периодической системы. -Характеризовать химические элементы первых трѐх периодов, калия, кальция по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. -Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции (8 ч) 1. Электроотрицательность атомов химических элементов. 2. Химическая связь –ионная. 3. Химическая связь- ковалентная полярная и ковалентная неполярная. 4.Степень окисления. -Раскрывать смысл изучаемых понятий. -Определять вид химической связи в соединении. -Определять степень окисления 5-6. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. 7-8. Практикум по теме «Химическая связь», «Окислительно-восстановительные реакции». I. химического элемента по формуле его соединения. -Определять элемент (вещество) — окислитель и элемент (вещество) — восстановитель. -Объяснять сущность процессов окисления и восстановления. -Составлять электронный баланс с учѐтом числа отданных и принятых электронов. -Составлять уравнение окислительновосстановительной реакции. -Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов) III. Тематическое планирование с указанием количества часов, основных видов деятельности обучающихся Темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на изучение Основное содержание Характеристика основных видов деятельности обучающихся Вещество и химические реакции (17 часов) Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса (5 ч) 1.Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 2. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трѐх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в периодической системе и строением их атомов. 3. Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и тривиальная). 4. Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, их генетическая связь неорганических веществ. 5. Строение вещества: виды химической связи и типы -Характеризовать химические элементы первых трѐх периодов, калия и кальция по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. -Классифицировать и называть неорганические вещества изученных классов. -Описывать общие химические свойства веществ различных классов, подтверждать свойства примерами молекулярных уравнений химических реакций. кристаллических решѐток. Зависимость свойств веществ от их строения. Демонстрации 1. Модели кристаллических решѐток неорганических веществ. 2. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева -Определять вид химической связи и тип кристаллической решѐтки вещества. -Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета 1.Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. -Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. -Классифицировать химические реакции по различным признакам. -Устанавливать зависимость скорости Тема 1. Основные закономерности химических реакций (4 ч) 2. Понятие о скорости химической реакции. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. 3. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия. 4.Окислительно-восстановительные реакции (электронный баланс окислительно-восстановительной реакции). Демонстрации 1. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов. 2. Воздействие катализатора на скорость химической реакции. 3. Примеры необратимых и обратимых реакций. 4. Смещение равновесия химической реакции. Вычисления — количества вещества, объѐма и массы реагентов или продуктов по уравнениям химических реакций химической реакции от различных факторов. -Прогнозировать возможности протекания химических превращений в различных условиях -Определять окислитель и восстановитель в ОВР. -Составлять электронный баланс реакции. - Производить вычисления по химическим уравнениям. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета Тема 2. Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах (8 ч) 1.Теория электролитической диссоциации. -Раскрывать смысл изучаемых Электролиты и не электролиты. Катионы, анионы. 2. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. 3-4. Реакции ионного обмена, условия их протекания. Ионные уравнения реакций. Лабораторный опыт: Реакции ионного обмена в растворах электролитов: сульфата меди(II) и щѐлочи, карбоната натрия и соляной кислоты, реакция нейтрализации между гидроксидом калия и соляной кислотой. 5-6. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Среда раствора. 7.Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме. 8.Качественные реакции на катионы и анионы. Демонстрации -Электрическая проводимость растворов веществ; движение ионов в электрическом поле. -Опыты, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного обмена. -Опыты по определению среды в растворах солей (хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида цинка). Вычисления — по уравнениям химических реакций Неметаллы и их соединения (25 ч) понятий, а также смысл теории электролитической диссоциации. -Объяснять причины электропроводности водных растворов. -Составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращѐнные ионные уравнения химических реакций ионного обмена. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Производить вычисления по химическим уравнениям. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. - Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности. Тема 3. Общая характеристика химических элементов VIIАгруппы. Галогены (4 ч) 1.Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов этих элементов, характерные для них степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — галогенов. 2. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). 3. Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Практическая работа№ 2. Получение соляной кислоты, изучение еѐ свойств. 4. Качественные реакции на галогенид-ионы. Лабораторный опыт: Распознавание хлорид-ионов. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе. Демонстрации Видеоматериалы: галогены и их соединения. Образцы хлоридов. Вычисления — по уравнениям химических реакций, если один из реагентов дан в избытке; — объѐмов газов по уравнению реакции на основе закона объѐмных отношений газов -Объяснять общие закономерности в изменении свойств неметаллов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп Периодической системы химических элементов с учѐтом строения их атомов. -Характеризовать физические и химические свойства простых веществ галогенов (на примере хлора) и сложных веществ (хлороводорода, хлорида натрия), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. -Определять галогенид-ионы в растворе. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Выстраивать Тема 4. Общая характеристика химических элементов VIАгруппы. Сера и еѐ соединения (5 ч) 1. Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов этих элементов, характерные для них степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. 2.Химические свойства серы. Нахождение серы и еѐ соединений в природе. Сероводород, строение, физические и химические свойства. 3. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. 4. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические), применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Лабораторные опыты: Обнаружение сульфат-ионов. Взаимодействие разбавленной серной кислоты с цинком. 5.Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета -Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов VIАгруппы и их соединений с учѐтом строения их атомов. -Характеризовать физические и химические свойства простого вещества серы и еѐ соединений (сероводорода, оксидов серы, серной кислоты, сульфатов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. -Определять наличие сульфат-ионов в растворе. -Объяснять сущность экологических проблем, связанных с переработкой соединений серы. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоѐмов), способы его предотвращения. Демонстрации Коллекции (видеоматериалы): сера и еѐ соединения. Обугливание сахара под действием концентрированной серной кислоты. Вычисления — по уравнениям химических реакций; — массовой доли выхода продукта реакции Тема 5. Общая характеристика химических элементов VАгруппы. Азот, фосфор и их соединения (8 часов) 1.Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов этих элементов, характерные для них степени окисления. 2. Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. 3. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Практическая работа № 3. Получение аммиака, изучение его свойств. 4. Соли аммония, их физические и химические выводы по результатам эксперимента. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Производить вычисления по химическим уравнениям. -Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета -Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов VАгруппы и их соединений с учѐтом строения их атомов. -Характеризовать физические и химические свойства простых веществ азота и фосфора и их соединений (аммиака, солей аммония, азотной кислоты, нитратов, оксида свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. 5.Азотная кислота, еѐ физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). 6. Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоѐмов). 7-8. Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Качественная реакция на фосфатионы. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений. Загрязнение природных водоѐмов фосфатами. Демонстрации Коллекции Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Лабораторные опыты: 1. Взаимодействие солей аммония с щѐлочью. 2. Ознакомление с образцами азотных и фосфорных удобрений. Вычисления — по уравнениям химических реакций фосфора(V) и фосфорной кислоты, фосфатов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. -Определять ионы аммония и фосфат-ионы в растворе. -Объяснять сущность экологических проблем, связанных с нахождением соединений азота и фосфора в окружающей среде. -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Производить вычисления по химическим уравнениям. -Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности Тема 6. Общая характеристика химических элементов IVАгруппы. Углерод и кремний и их соединения (8 ч) 1.Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. 2.Оксиды углерода, их физические и химические свойства, их действие на живые организмы, получение и применение. Практическая работа № 4. Получение углекислого газа. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект. 3.Угольная кислота и еѐ соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Лабораторный опыт: Качественная реакция на карбонат-ион. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности, сельском хозяйстве. 4. Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода: особенности состава и строения. 5.Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах. Материальное единство органических и неорганических соединений. 6.Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение в электронике. Соединения кремния в природе. 7.Общие представления об оксиде кремния(IV) и научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов IVАгруппы и их соединений с учѐтом строения их атомов. Характеризовать физические и химические свойства простых веществ углерода и кремния и их соединений (оксидов углерода, угольной кислоты, карбонатов, оксида кремния, кремниевой кислоты, силикатов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека. Определять карбонат- и силикатионы в растворе. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с нахождением углекислого газа в окружающей среде. Иллюстрировать взаимосвязь неорганических соединений углерода и органических веществ. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Следовать правилам безопасной кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни. 8. Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». Демонстрации Модели кристаллических решѐток алмаза, графита, молекулы фуллерена. Адсорбция растворѐнных веществ активированным углѐм. Противогаз. Видеоматериалы: силикатная промышленность. Модели молекул органических веществ. Вычисления — по уравнениям химических реакций, если один из реагентов дан в виде водного раствора с известной массовой долей Раздел 3. Металлы и их соединения (20 ч) работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета 1.Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решѐтка. 2.Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. -Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. -Объяснять общие закономерности в изменении свойств элементовметаллов и их соединений с учѐтом строения их атомов. Тема 7. Общие свойства металлов (4 часа) Общие способы получения металлов. 3.Понятие о коррозии металлов и основные способы защиты от коррозии. 4.Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их применение в быту и промышленности. Демонстрации Ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами. Модели кристаллических решѐток металлов. Видеоматериалы: коррозия металлов. Лабораторные опыты: -Ознакомление с образцами сплавов металлов. -Зависимость скорости реакции металла с кислотой от природы металла. Вычисления — по уравнениям химических реакций, если один из реагентов содержит примеси Тема 8. Важнейшие металлы и их соединения (16 ч) 1. Щелочные металлы. Положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов. 2. Нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). -Характеризовать строение металлов, общие физические и химические свойства металлов. -Характеризовать общие способы получения металлов. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Производить вычисления по химическим уравнениям. -Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета -Характеризовать физические и химические свойства простых веществ металлов и их соединений (оксидов, гидроксидов, солей), способы их получения, применение и 3. Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений. 4. Щелочноземельные металлы магний и кальций, строение атомов. Положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Нахождение в природе. 5. Физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). 6. Жѐсткость воды и способы еѐ устранения. Практическая работа№ 6. Жѐсткость воды и методы еѐ устранения. 7.Алюминий. Положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. 8. Амфотерные свойства оксида и гидроксида. 9. Лабораторный опыт «Амфотерные свойства гидроксида алюминия». 10. Железо. Положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома. Нахождение в природе. 11. Физические и химические свойства. 12. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). 13. Лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы железа». 14. Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». 15-16. Решение расчѐтных задач «Вычисления — по уравнениям химических реакций, если один из значение в природе и жизни человека. -Распознавать с помощью качественных реакций ионы металлов (магния, алюминия, цинка, железа, меди). -Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. -Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. -Производить вычисления по химическим уравнениям. -Выстраивать развѐрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. -Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета Тема 9. Вещества и материалы в жизни человека (3 ч) реагентов дан в избытке или содержит примеси; — массовой доли выхода продукта реакции». Демонстрации -Взаимодействие натрия с водой. - Окрашивание пламени ионами натрия и калия. -Окрашивание пламени ионами кальция. -Взаимодействие оксида кальция с водой. Видеоматериалы: горение железа в кислороде и хлоре. Раздел 4. Химия и окружающая среда (3 ч) 1.Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека. 2. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. 3. Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки, их роль в быту и промышленности. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельно допустимая концентрация веществ — ПДК). Роль химии в решении экологических проблем -Характеризовать роль химии в различных сферах деятельности людей, основные вещества и материалы, применяемые в жизни современного человека. -Объяснять условия безопасного использования веществ и химических реакций в быту. -Анализировать и критически оценивать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. на состояние окружающей среды. -Уметь оказывать первую помощь при химических ожогах и отравлениях. -Принимать участие в обсуждении проблем химической и экологической направленности, высказывать собственную позицию по проблеме и предлагать возможные пути еѐ решения Резервное время – 3 часа