МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Биология» Рабочая программа учебного предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно-научные предметы» разработана в соответствии с пунктом 32.1 нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО) и реализуется 2 года (с 8 по 9 классы). Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО). Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с п. 32.1 ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по определенному учебному предмету с учетом рабочей программы воспитания. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей: - содержание учебного предмета; - планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8. Дата 31.08 2023г. «МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете приказом директором МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 протокол №1 № 245 от «30» августа 2023 г. от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «БИОЛОГИЯ» 9 класс Учителя: Радостева Т.Е. Самойленко Л.Н. г. Красновишерск, 2023. Количество часов: Всего-68, в неделю - 2. Плановых практических работ-7, контрольных работ-3. Учебник: Биология.9 кл.: учебник/ В.Б.Захаров, В.И.Сивоглазов, С.Г.Мамонтов, И.Б. Агафонов. М.: Дрофа, 2019. Планируемые результаты изучения учебного предмета 1. Личностные результаты Проявлять ответственное отношение к обучению; познавательные интересы и мотивы к обучению; навыки поведения в природе, осознанное отношение к ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; Развитие навыков обучения; Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др. и доброжелательных отношений к мнению другого человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; Осознание значения семьи в жизни человека; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам. 2. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста; участвовать в совместной деятельности. 3. Предметные результаты Умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Овладение системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Освоение общих приемов: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Приобретение навыков использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Формы организации работы учащихся: 1.Индивидуальная. 2.Коллективная: - фронтальная; - парная; - групповая. Формы учебных занятий: -игры: на конкурсной основе, ролевые; - мини – лекции; - диалоги и беседы; - практические работы; - дискуссии; -проектные работы. Виды деятельности учащихся: - устные сообщения; - обсуждения; - мини – сочинения; - работа с источниками; - доклады; -защита презентаций, проектов; - рефлексия. Содержание программы «Биология. 9 класс» (68 ч, 2 ч в неделю) Введение (3 ч) Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Уровни организации жизни, молекулярно - генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрация Схемы, отражающие структуры царств живой природы. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них; — химический состав живых организмов; — роль химических элементов в образовании органических молекул; — свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе; — царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов; — ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Учащиеся должны уметь: — давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них; — характеризовать свойства живых систем; — объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации; — приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов; — объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам. Раздел 1. Структурная организация живых организмов (11 ч) Тема 1.1. Химическая организация клетки (3 ч) Элементный состав клетки. Распространѐнность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; еѐ химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, еѐ структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Демонстрация Объѐмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом). Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества; — химические свойства и биологическую роль воды; — роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; — уровни структурной организации белковых молекул; — принципы структурной организации и функции углеводов; — принципы структурной организации и функции жиров; — структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Учащиеся должны уметь: — объяснять принцип действия ферментов; — характеризовать функции белков; — отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров. Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Предметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; — приводить подробную схему процесса биосинтеза белков. Тема 1.3. Строение и функции клеток (6 ч) Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. Демонстрация Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. Практическая работа №1. Изучение строения бактериальной, растительной и животной клеток под микроскопом. Контрольная работа №1. Структурная организация живых организмов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»; — строение прокариотической клетки; — строение прокариот (бактерии и синезелѐные водоросли (цианобактерии)); — строение эукариотической клетки; — многообразие эукариот; — особенности строения растительной и животной клеток; — главные части клетки; — органоиды цитоплазмы, включения; — стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них; — положения клеточной теории строения организмов; — биологический смысл митоза. Учащиеся должны уметь: — характеризовать метаболизм у прокариот; — описывать генетический аппарат бактерий; — описывать процессы спорообразования и размножения прокариот; — объяснять место и роль прокариот в биоценозах; — характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки; — описывать строение и функции хромосом. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; — объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике; — самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам; — иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками; — работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) Тема 2.1. Размножение организмов (2 ч) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Демонстрация Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; — сущность полового размножения и его биологическое значение; — процесс гаметогенеза; — мейоз и его биологическое значение; — сущность оплодотворения. Учащиеся должны уметь: — характеризовать биологическое значение бесполого размножения; — объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет. Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч) Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Демонстрация Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий). Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение понятия «онтогенез»; — периодизацию индивидуального развития; — этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез); — формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением; — прямое развитие; — биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера; — работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Учащиеся должны уметь: — описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе; — характеризовать формы постэмбрионального развития; — различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении; — объяснять биологический смысл развития с метаморфозом; — характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (18 ч) Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (12 ч) Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Демонстрация Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Практическая работа №2Решение генетических задач и составление родословных. Контрольная работа №2. Решение генетических задач. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»; — сущность гибридологического метода изучения наследственности; — законы Менделя; — закон Моргана. Учащиеся должны уметь: — использовать при решении задач генетическую символику; — составлять генотипы организмов и записывать их гаметы; — строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании,наследовании сцепленном с полом; — сущность генетического определения пола у растений и животных; — характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма; — составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Тема 3.2. Закономерности изменчивости (3 ч) Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрация Примеры модификационной изменчивости. Практическая работа №3. Построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — виды изменчивости и различия между ними. Учащиеся должны уметь: — распознавать мутационную и комбинативную изменчивость. Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч) Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — методы селекции; — смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии. Учащиеся должны уметь: — объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов; — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Раздел 4. Эволюция животного мира на Земле (21ч). Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч) Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Демонстрация Биографии учѐных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путѐм естественного отбора (3 ч) Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Демонстрация Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы; — взгляды К. Линнея на систему живого мира; — основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, еѐ позитивные и ошибочные черты; — учение Ч. Дарвина об искусственном отборе; — учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Учащиеся должны уметь: — оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии; — характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина; — давать определение понятиям «вид» и «популяция»; — характеризовать причины борьбы за существование; — определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды; — давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование. Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (5ч) Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и еѐ механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесѐнных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — значение заботы о потомстве для выживания; — определения понятий «вид» и «популяция»; — сущность генетических процессов в популяциях; — формы видообразования — главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс; — основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм; — результаты эволюции. . Учащиеся должны уметь: — объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; — характеризовать процесс экологического и географического видообразования; — оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов — характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; — приводить примеры гомологичных и аналогичных органов. Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 ч) Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности. Демонстрация Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных. Практическая работа №4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. *Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания; — объяснять относительный характер приспособлений; — особенности приспособительного поведения. Учащиеся должны уметь: — приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов. Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле (2 ч) Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Демонстрация Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Учащиеся должны уметь: — характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (6 ч) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Демонстрация Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных. Контрольная работа №3. Эволюция живого мира на Земле. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли. — движущие силы антропогенеза; — систематическое положение человека в системе живого мира; — свойства человека как биологического вида; — этапы становления человека как биологического вида; — расы человека и их характерные особенности. Учащиеся должны уметь: — описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры; — описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру; — описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру; — описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. — характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; — опровергать теорию расизма. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения; — оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками; — находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую; — сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 ч) Тема 5.1. Биосфера, еѐ структура в функции (5 ч) Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещѐнности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие еѐ отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространѐнность основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы. Практическая работа №5 и №6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»; — структуру и компоненты биосферы; — компоненты живого вещества и его функции; — классифицировать экологические факторы. Учащиеся должны уметь: — характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; — описывать биологические круговороты веществ в природе; — объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов; — характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз; — раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции; — описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ; — характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные. Тема 5.2. Биосфера и человек (2 ч) Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Демонстрация Карты заповедных территорий нашей страны. Практическая работа №7. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — антропогенные факторы среды; — характер воздействия человека на биосферу; — способы и методы охраны природы; — биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов; — основы рационального природопользования; — неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы; — заповедники, заказники, парки России; — несколько растений и животных, занесѐнных в Красную книгу. Учащиеся должны уметь: — применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации. Личностные результаты обучения — формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину; — осознания учащимися ответственности и долга перед Родиной; — ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию; — формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; — учащиеся должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; — формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; — соблюдение учащимися и пропаганда правил поведения в природе, природоохранительной деятельности; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии; — способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привить любовь к природе, чувство уважения к учѐным, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще; — умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; — критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; — осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Резервное время — 3 ч. Примерное тематическое планирование по курсу Биология. 9 класс (68ч, 2 ч в неделю) Тема Содержание Характеристика видов деятельности учащихся Введение(3ч) Единство химического Определяют различия химического состава живой материи. состава объектов живой и неживой Клеточное строение природы. Характеризуют общий организмов, населяющих принцип клеточной организации Землю. Обмен веществ и живых организмов. Сравнивают саморегуляция в обменные процессы в неживой и биологических системах. живой природе. Раскрывают сущность Самовоспроизведение; реакций метаболизма. Объясняют наследственность и механизмы саморегуляции изменчивость как основа биологических систем. Анализируют существования живой процессы самовоспроизведения, роста материи. Рост и развитие. и развития организмов. Характеризуют Раздражимость. наследственность и изменчивость, Ритмичность процессов запоминают материальные основы жизнедеятельности. этих свойств. Сравнивают формы Дискретность живого раздражимости у различных вещества и биологических объектов. Отмечают взаимоотношение части и значение биологических ритмов в целого в биосистемах. природе и жизни человека. Энергозависимость живых Раскрывают значение дискретности и организмов; формы энергозависимости биологических потребления энергии. систем. Характеризуют многообразие Царства живой природы. живого мира. Приводят примеры Видовое разнообразие. искусственных классификаций живых организмов. Знакомятся с работами К. Линнея. Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле Раздел 1. Структурная организация живых организмов (12 ч) Тема 1.1. Химическая организация клетки. Элементный состав Характеризуют химические элементы, клетки. образующие живое вещество; Распространѐнность различают макро- и микроэлементы. элементов, их вклад в Описывают неорганические молекулы образование живой живого вещества, их химические материи и объектов свойства и биологическую роль. неживой природы. Характеризуют органические Макроэлементы, молекулы: биологические микроэлементы, полимеры — белки (структурная неорганические молекулы организация и функции), углеводы живого вещества (вода, (строение и биологическая роль), соли неорганических жиры — основной структурный кислот). Осмос и компонент клеточных мембран и осмотическое давление. источник энергии. Характеризуют Органические молекулы ДНК как молекулы наследственности. (белки, их жиры, Описывают процесс редупликации углеводы, нуклеиновые ДНК), раскрывают его значение. кислоты). Редупликация Описывают процесс передачи ДНК. Транскрипция. наследственной информации из ядра в Информационные, цитоплазму — транскрипцию. транспортные, Различают структуру и функции РНК рибосомальные РНК Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. 1.4-1.5 Обмен веществ и Характеризуют транспорт веществ в Пластический превращение энергии в клетку и из неѐ (фагоцитоз и обмен. Биосинтез клетке. Транспорт пиноцитоз). Объясняют события, белков. веществ через клеточную связанные с внутриклеточным Энергетический мембрану. Пинои пищеварением, подчѐркивая его обмен. Способы фагоцитоз. значение для организма. Приводят питания. Внутриклеточное примеры энергетического обмена. пищеварение и Описывают процессы синтеза белков и накопление энергии; фотосинтез расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке Тема 1.3. Строение и функции клеток. Прокариотические клетки Характеризуют форму и размеры 1.6 (форма и размеры). прокариотических клеток; строение Прокариотическая Строение цитоплазмы организацию клетка. бактериальной клетки; цитоплазмы, 1.7-1.8 организация метаболизма метаболизма, генетический аппарат Эукариотическая у прокариот. бактерий. Описывают процесс клетка. Генетический аппарат спорообразования, его значение для 1.9. бактерий. Деление клеток. Спорообразование и выживания бактерий при ухудшении 1.10 размножение бактерий. условий существования; размножение Клеточная теория Место и роль прокариот в прокариот. Оценивают место и роль строения клеток. биоценозах. прокариот в биоценозах. Вирусы. Эукариотические клетки. Характеризуют цитоплазму 1.11. Органеллы цитоплазмы эукариотической клетки: органеллы Контрольная эукариот, их структура и работа №1. функции. Цитоскелет. цитоплазмы, их структуру и функции. Структурная Включения, их роль в Отмечают значение цитоскелета. организация метаболизме клеток. Характеризуют типы клеточных живых Клеточное ядро — центр включений и их роль в метаболизме организмов. управления клеток. Характеризуют клеточное ядро жизнедеятельностью центр управления клетки. Особенности как строения растительной жизнедеятельностью клетки; клетки. Деление клеток. структуры ядра (ядерная оболочка, Клетки в многоклеточном ядрышко). Отмечают организме. Понятие о хроматин, дифференцировке клеток особенности строения растительной 1.1-1.3 Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. многоклеточного организма. Митотический цикл. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организмов клетки. Дают определение понятию «митоз». Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов. Практическая работа №1. Изучение строения бактериальной, растительной и животной клеток под микроскопом. Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) Тема 2.1. Размножение организмов. 2.1 Сущность и формы Характеризуют сущность и формы Бесполое размножения организмов. размножения организмов. Сравнивают размножение. Бесполое размножение. бесполое и половое размножение. 2.2 Половое размножение. Описывают процесс образования Половое Оплодотворение. половых клеток, выявляя общие черты размножение. Биологическое значение периодов гамотогенеза, в том числе Развитие половых полового размножения. мейоза. Определяют понятия клеток. Гаметогенез. Особенности «осеменение» и «оплодотворение». сперматогенеза и Раскрывают биологическое значение овогенеза. размножения Оплодотворение Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 2.3-2.4 Эмбриональный период Обозначают периоды индивидуального Эмбриональный развития. Основные развития. Характеризуют период развития. закономерности эмбриональный период развития и Постэмбриональн дробления. Гаструляция. описывают основные закономерности ый период Первичный органогенез и дробления — образование развития. дальнейшая однослойного зародыша — бластулы, 2.5 дифференцировка тканей, гаструляцию и органогенез. Биогенетический органов и систем. Определяют этапы дальнейшей закон Постэмбриональный дифференцировки тканей, органов и период развития. Формы систем. Характеризуют постэмбрионального постэмбриональный период развития, периода развития. его возможные формы. Разъясняют Непрямое развитие; сущность непрямого развития; полного полный и неполный и неполного метаморфоза. метаморфоз. Демонстрируют понимание Биологический смысл биологического смысла развития с развития с метаморфозом. метаморфозом. Характеризуют прямое Прямое развитие. развитие и его периоды Старение. Общие (дорепродуктивный, репродуктивный закономерности развития. и пострепродуктивный); старение. Биогенетический закон Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов. (18 ч) Тема 3.1. Закономерности наследования признаков. 3.1 Открытие Г. Менделем Характеризуют гибридологический Основные понятия закономерностей метод изучения характера генетики наследования признаков. наследования признаков. 3.2 Г.Мендель. Гибридологически й метод 3.3-3.4 1и2 законы Менделя. 3.5 3 Закон Менделя. 3.6 Урок практикум. 3.7 Закон Моргана. 3.8 Генетика пола. 3.9 Урокпрактикум 3.10 Урок-практикум 3.11. Урокпрактикум «Составление родословных». 3.12. Контрольная работа №2. Решение генетических задач. 3.13 Наследственная (генотипическая) наследственность 3.14 – 3.15 Ненаследственная (фенотипическая) наследственность Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Практическая работа №2. Решение генетических задач и составление родословных. Тема 3.2. Закономерности изменчивости. Основные формы Характеризуют основные формы изменчивости. изменчивости, мутаций, их значение Генотипическая изменчивость. Мутации, для практики сельского хозяйства и Обосновывают их значение для практики биотехнологии. сельского хозяйства и эволюционное значение мутационной биотехнологии. и комбинативной изменчивости. Комбинативная Характеризуют роль условий внешней изменчивость, ее эволюционное значение. среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Фенотипическая (модификационная) Практическая работа №3. изменчивость. Роль Построение вариационного ряда и условий внешней среды в развитии и проявлении кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные признаков и свойств учащихся). Тема 3.3. Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения и Перечисляют центры происхождения 3.16 многообразия культурных культурных растений. Дают Центры растений. Сорт, порода, определения понятиям «сорт», многообразия штамм. Методы селекции «порода», «штамм». Характеризуют и происхождения растений и животных. методы селекции растений и культурных Достижения и основные животных. Оценивают достижения и растений. направления современной описывают основные направления 3.17 селекции. Значение современной селекции. Обосновывают Селекция растений селекции для развития значение селекции для развития и животных. сельскохозяйственного сельскохозяйственного производства, 3.18 производства, медицинской, микробиологической и Селекция медицинской, других отраслей промышленности микроорганизмов. микробиологической и других отраслей промышленности Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 ч) Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период. 4.1 Развитие биологии в Характеризуют представления древних Становление додарвиновский период. и средневековых естествоиспытателей систематики. Работы К. Линнея по о живой природе. Оценивают 4.2 систематике растений и представления об «изначальной Эволюционная животных. Эволюционная целесообразности» и неизменности теория Жана теория Ж. Б. Ламарка живой природы. Запоминают Батиста Ламарка принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж. Б. Ламарка. Характеризуют прогрессивные и ошибочные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка Тема 4.2. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путѐм естественного отбора. 4.3 Предпосылки Определяют достижения науки и Научные и возникновения учения технологий в качестве предпосылок социальноЧ. Дарвина: достижения в смены креационистских взглядов на экономические области естественных живую и неживую природу предпосылки наук, экспедиционный эволюционными представлениями. возникновения материал Ч. Дарвина. Характеризуют научные предпосылки, теории Чарлза Учение Ч. Дарвина об побудившие Ч. Дарвина к поиску Дарвина. искусственном отборе. механизмов изменения в живой 4.4 Учение Ч. Дарвина о природе. Анализируют Учение Чарлза естественном отборе. экспедиционный материал Ч. Дарвина Дарвина об Вид — элементарная в качестве предпосылки разработки искусственном эволюционная единица. эволюционной теории. Характеризуют отборе. Борьба за существование учение Ч. Дарвина об искусственном 4.5. и естественный отбор. отборе, формы искусственного отбора Учение Чарлза и объясняют методы создания новых Дарвина о пород домашних животных и сортов естественном культурных растений. Запоминают отборе. основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный отбор» Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. 4.6 Вид как генетически Характеризуют критерии вида: Вид, его критерии изолированная система; структурно-функциональный, и структура. репродуктивная изоляция цитогенетический, эволюционный, 4.7 и еѐ механизмы. этологический, географический и Элементарные Популяционная структура репродуктивный. Объясняют эволюционные вида; экологические и механизмы репродуктивной изоляции. факторы. генетические Анализируют причины разделения 4.8 характеристики видов на популяции. Запоминают Формы популяций. Популяция — причины генетических различий естественного элементарная различных популяций одного вида. отбора. эволюционная единица. Знакомятся с путями видообразования 4.9 Пути и скорость (географическим и экологическим), Главные видообразования. Главные дают оценку скорости возникновения направления направления новых видов в разнообразных крупных эволюции. эволюционного процесса. таксонах. 4.10 Биологический прогресс и Характеризуют главные направления Типы биологический регресс биологической эволюции. Отражают эволюционных (А. Н. Северцов). Пути понимание биологического прогресса изменений. достижения как процветания той или иной биологического прогресса. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. систематической группы, а биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию. Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции): ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма. Объясняют причины возникновения сходных по структуре и/или функциям органов у представителей различных систематических групп организмов. Запоминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции. Практическая работа №4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. * Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора * на сортах культурных растений . Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции. 4.11 Приспособительные Характеризуют структурноПриспособительн особенности строения функциональную организацию ые особенности типовых организмов животных, растений, грибов и строения и (окраска покровов тела, микроорганизмов как приспособление поведения поведение). Забота о к условиям существования. Приводят животных потомстве. примеры различных приспособлений 4.12 Физиологические типовых организмов к условиям Забота о потомстве адаптации. среды. Дают оценку типичного 4.13 Относительность поведения животных и заботе о Физиологические приспособленности потомстве как приспособлениям, адаптации обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций. Практическая работа №4. Изучение приспособленности организмов к * среде обитания. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного *отбора на сортах культурных растений . 4.14-4.15 Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни. Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле. Органический мир как Характеризуют химический, результат эволюции. предбиологический (теория академика Возникновение и развитие А. И. Опарина), биологический и жизни на Земле. социальный этапы развития живой Химический, материи. Определяют предбиологический филогенетические связи в живой (теория академика природе и сравнивают их с А. И. Опарина), естественной классификацией живых биологический и организмов социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация живых организмов Тема 4.6. Развитие жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в Характеризуют развитие жизни на 4.16 архейскую и Земле в архейскую и протерозойскую Жизнь в протерозойскую эры. эры. Отмечают первые следы жизни на архейскую и Первые следы жизни на Земле; появление всех современных протерозойскую Земле. Развитие жизни на типов беспозвоночных животных, Земле в палеозойскую эру. первых хордовых животных; развитие эры. Развитие жизни на Земле в водных растений. Характеризуют 4.17 мезозойскую и развитие жизни на Земле в Жизнь в кайнозойскую эры. палеозойскую эру. Отмечают палеозойскую эру. Происхождение человека. появление сухопутных растений; 4.18 Место человека в живой возникновение позвоночных (рыб, пресмыкающихся). Жизнь в природе. Систематическое земноводных, положение вида Homo Характеризуют развитие жизни на мезозойскую эру. sapiens в системе Земле в мезозойскую и кайнозойскую 4.19 животного мира. Стадии эры. Отмечают появление и Жизнь в эволюции человека. распространение покрытосеменных кайнозойскую эру. Свойства человека как растений; возникновение птиц и биологического вида. млекопитающих; появление и развитие 4.20 Популяционная структура приматов. Характеризуют место Происхождение вида Homo sapiens; человека в живой природе, его человека. человеческие расы. систематическое положение в системе 4.21 Антинаучная сущность животного мира. Отмечают признаки и расизма свойства человека, позволяющие Контрольная отнести его к различным работа №3. систематическим группам царства Эволюция живого животных. Описывают стадии мира на Земле. эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру у вида Homo sapiens (расы). Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. Приводят аргументированную критику теории расизма Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 ч) Тема 5.1. Биосфера, еѐ структура и функции. Биосфера — живая Формулируют основные положения 5.1 оболочка планеты. учения В. И. Вернадского о биосфере. Биосфера, еѐ Структура и компоненты Объясняют невозможность структура и биосферы: живое существования жизни за границами функции вещество, биокосное и биосферы. Характеризуют компоненты 5.2 косное вещество биосферы. Определяют главную Биогеоценоз и (В. И. Вернадский). функцию биосферы как обеспечение биоценоз. Круговорот веществ в биогенного круговорота веществ на Компоненты природе. Естественные планете. Характеризуют основные биогеоценоза. сообщества живых круговороты: воды, углерода, азота, организмов. фосфора и серы. Оценивают значение 5.3 Биогеоценозы, их круговоротов веществ для Абиотические компоненты: продуценты, существования жизни на Земле. факторы среды. консументы, редуценты. Определяют и анализируют понятия Биоценозы: видовое «экология», «среда обитания», 5.4 разнообразие, плотность «экосистема», «биогеоценоз», Биотические популяций, биомасса. «биоценоз», «экологическая факторы среды. Абиотические факторы пирамида». Характеризуют среды. Роль температуры, абиотические и биотические факторы, 5.5 освещѐнности, влажности на конкретных примерах Экологическая и других факторов в демонстрирую их значение. пирамида чисел. жизнедеятельности Характеризуют формы сообществ. Интенсивность взаимоотношений между организмами. действия факторов среды. Характеризуют компоненты Взаимодействие факторов биоценоза, перечисляют причины среды, пределы смены биоценозов. Формулируют выносливости. представления о цепях и сетях Биотические факторы питания. среды. Цепи и сети Практическая работа №5 и №6 питания. Экологические Составление схем передачи веществ и пирамиды. Смена энергии (цепей питания) . биоценозов, Изучение и описание экосистемы формирование новых своей местности, выявление типов сообществ. Формы взаимодействия разных видов в данной взаимоотношений между экосистеме*. организмами. Позитивные, антибиотические, нейтральные отношения Тема 5.2. Биосфера и человек. 5.6 -5.7 Природные ресурсы и их Описывают воздействие живых Природные использование. организмов на планету. Раскрывают ресурсы и их Антропогенные факторы сущность процессов, приводящих к использование. воздействия на образованию полезных ископаемых, Последствия биоценозы, последствия различают исчерпаемые и хозяйственной хозяйственной неисчерпаемые ресурсы. Анализируют деятельности для деятельности человека. антропогенные факторы воздействия окружающей Проблемы рационального на биоценозы, последствия среды. Охрана и природопользования, хозяйственной деятельности человека. основы охраны природы Раскрывают проблемы рационального рационального природопользования, охраны природы. природопользован Практическая работа №7. Анализ ия. и оценка последствий* деятельности человека в экосистемах . 66 часа/2 часов — резерв Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология.9 кл.: В. Б. Захаров, В.И.Сивоглазов, С. Г. Мамонтов, И.Б. Агафонов. - М.: Дрофа, 2019. А также методической литературы для учителя: М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику. Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс. Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьев. Сборник тестов для подготовки к ГИА