Аннотация и РП астрономия 11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Астрономия»
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» обязательной
предметной области «Естественно-научные предметы» разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (далее - ФГОС СОО) и реализуется 1 год в 11 классе. Этот учебный
предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа
является частью содержательного раздела основной образовательной программы
среднего общего образования (далее – ООП СОО).
Рабочая программа разработана учителем Ситдиковой Т.И. в соответствии с п.
18.2.2 ФГОС СОО и определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МБОУ СОШ № 8 по определенному учебному предмету с учетом
рабочей программы воспитания.
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП СОО,
определяющей:
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные);
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и
утверждена директором МБОУ СОШ № 8
Дата 31.08 2023 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Департамент муниципальных учреждений
Администрации Красновишерского ГО
МБОУ СОШ № 8

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 8
протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

приказом директора
МБОУ СОШ № 8
№ 245
от 31 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

астрономии

Учитель: Ситдикова Т.И.

г. Красновишерск 2023

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 11 КЛАССА

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для
школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика,
горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и
плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело,
дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное
движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние,
состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы,
хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
определять физические величины: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд,
их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния,
светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная
активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского,
Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана,
Эйнштейна;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
 приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
 решать задачи на применение изученных астрономических законов;
 осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
 владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной,
смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессиональнотрудового выбора
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими
объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем,
звѐздами,
звѐздными
скоплениями,
галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами,
протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с
характерными
масштабами,
характеризующими
свойства
этих небесных
тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-,
рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми
небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на
уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звѐздного неба,
разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий,
развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от
ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в
количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является
изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение
представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения
представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времѐн —
измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы:
геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет
и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелѐты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить
физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические
особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать
об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о
кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной
системы и о современных представлениях о еѐ происхождении.
Астрофизика и звѐздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов,
радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах
наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности
и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы
узнали
о
внутреннем
строении
Солнца
и
как наблюдения
солнечных
нейтрино
подтвердили
наши представления
о
процессах
внутри
Солнца;
получить представление:
об
основных
характеристиках
звѐзд,
их взаимосвязи, внутреннем строении звѐзд различных типов, понять природу
белых карликов, нейтронных звѐзд и чѐрных дыр, узнать как двойные звѐзды помогают
определить массы звѐзд, а пульсирующие звѐзды — расстояния во Вселенной; получить
представление о новых и сверхновых звѐздах, узнать, как живут и умирают звѐзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об
объектах, еѐ составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых
скоплениях, о еѐ спиральной структуре; об исследовании еѐ центральных областей,
скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чѐрной
дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об
определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах,
и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тѐмной массы в них; получить
представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах,
протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем
межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в
целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о
парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории
относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной;
узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о

радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды
жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях
ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной,
рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений
сверхновых звѐзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тѐмной
энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об
экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе
высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных
цивилизаций и проблемах связи с ними.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина,
созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид,
планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое
излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие
равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное
смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица,
Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе:
Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания
по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях
СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Виды деятельности учащихся
Учебная рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;


овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».