Аннотация и АРП Литература, 9д

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Аннотация к адаптированной рабочей программе
учебного предмета «Русская литература»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русская литература»
обязательной предметной области «Русский язык и литература» разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее - ФГОС ООО), федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования (далее - ФАОП ООО, для обучающихся с ЗПР) и реализуется в текущем
учебном году в 9 классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного
плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования (далее - АООП ООО).
Адаптированная рабочая программа разработана учителем Ермаченко Е.М. в
соответствии с ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МБОУ СОШ № 8 по данному предмету с учетом рабочей программы воспитания.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русская литература» является
частью АООП ООО, определяющей:
- содержание учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и
предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР).
Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического
совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8.
Дата 31.08 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Департамент муниципальных учреждений
Администрации Красновишерского ГО
МБОУ СОШ № 8

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 8
протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

приказом директора
МБОУ СОШ № 8
№ 245
от 31 августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 9 Д класса

Учитель: Ермаченко Е.М.

г. Красновишерск 2023

Содержание учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и
развитие творческой читательской самостоятельности.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и
разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные
особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского
литературного языка и стиха.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и
его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих
ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру
героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза,
драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное
начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы,
утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»
— пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как
средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки,
сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности
композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).Преодоление
канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле
жизни, о поэзии...

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история.
Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный
идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная
критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев;
«почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».
Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных
позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).
Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический
роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г.
Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера.
Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное
значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в
критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт»,
«Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества,
тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной
литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые
души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной
комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие
произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.
Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о
комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в
соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие
представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного,
доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.
Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема
одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и
учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением
ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках
России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов
произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и
рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы
для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного
века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской
поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...»,
«О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в
«страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций
Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня
завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная
основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в
есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне
нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая
нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО
И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый
крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы).
Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение
глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и
тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о
поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в
творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от
страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через
познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический
(интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного
языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма
эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из
сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с
реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина
трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У
городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма»,
последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра
и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой
личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и
разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.
Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви
Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за
них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов
условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;

• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные
направления);
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр
древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм
(начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления),
роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие
понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия),
трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы
(начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах:
сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений),
повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа,
художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия),
системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений),
философско-драматическая поэма.
уметь:
 прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
 определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей
разных эпох;
 определять идейную и эстетическую позицию писателя;
 анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой
специфики;
 оценивать проблематику современной литературы;
 анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных
жанров и стилей;
 различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
 осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
 сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы
произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
 находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
 выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Тематическое планирование
Количество часов:
Всего____102______ в неделю_____3______
Контрольные работы: 6
Учебник: Литература. 9 кл. учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. \ [В. Я. Коровина,
В.П.Журавлѐв, В.И.Коровин]; под редакцией В,Я,Коровиной. М.: Просвещение, 2019.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 класс» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа,
Просвещение, 2019.
Электронные образовательные ресурсы:
Образовательная онлайн-платформа УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/lk/main
Образовательная онлайн-платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/
(интерактивные уроки)
Разделы: Фильмотека https://resh.edu.ru/movie/
Театральные постановки https://resh.edu.ru/theatre/
Музеи https://resh.edu.ru/museum/

№
урока

1. 2

Тема урока.
Основное содержание.

Кол-во
часов

Литература Древней Руси

1

Литература Древней Руси. Самобытный
характер древнерусской литературы

2. 3 «Слово о полку Игореве» - величайший

Результаты обучения

Знать жанры литературы Древней Руси, ее Выявление особенностей древнерусской
самобытный характер.
литературы.
Уметь характеризовать данный период развития
литературы.
Знать историческую основу «Слова», историю
открытия памятника, основные версии авторства
«Слова», особенности жанра.
Знать:жанр и композицию произведения,
художественное своеобразие «Слова», связи его с
фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь:
выделять
смысловые
части
художественного текста, формулировать идею
произведения; выразительно читать, соблюдая
нормы литературного произношения.

памятник древнерусской литературы

3. 4 Жанр и композиция «Слова…».
Комментированное чтение.

4. 5 Комментированное чтение. Идейная
5. направленность произведения.

Виды учебной деятельности

Составление плана «Слова…».
Сопоставление с летописным источником:
сходства и различия
Комментирование текста, установление
ассоциативных связей «Слова…» и
гравюр
Фаворского,
картины
В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам
и заданиям, выявление его жанра.

Знать:
нравственно-патриотическую
идею Выразительное чтение и восприятие
«Слова».
текста: «Вступление», «Золотое слово»
Уметь:
выделять
смысловые
части Святослава. Как проявляется в «Золотом
художественного текста, формулировать идею слове» Святослава идея произведения? В
произведения, выразительно читать текст.
чем заключается патриотизм
произведения? Какова роль
изобразительно-выразительных средств в
создании образа Родины? Каков голос
автора?
Знать текст произведения, его художественные
Работа с текстовыми картами по
особенности, идею.
подготовке к сочинению.
Уметь отбирать цитаты, отбирать литературный
материал, логически его выстраивая
и превращая в связный текст.

6. 8 Р\Р Подготовка к сочинению по «Слову…»

Р\Р. Сочинение.

7. 9 Русская литература ХVIII века Характеристика русской литературы ХVIII
века. Классицизм.

9

Знать основные черты классицизма как Чтение статьи учебника, составление
литературного направления.
тезисного плана или выписок (на выбор).
Уметь сопоставлять исторические факты и Викторина по материалам статьи.
литературные традиции

8. 1 М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор
0 русского литературного языка

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3
штилей, теорию стихосложения, особенности
жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение
с точки зрения его принадлежности к
классицизму, жанра, темы, идеи, композиции,
изобразительно-выразительных средств..

Пересказ прочитанной статьи о поэте,
ученом
и
реформаторе
русского
литературного языка. Ответы на основные
вопросы: какие приметы классицизма
можно отметить в оде?
Какие строки
привлекли внимание в оде и почему?

9. 1 М.В. Ломоносов. Прославление родины,
1 мира, жизни и просвещения в произведениях

Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды,
привести примеры прославления родины. Мира,
жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли
вы согласиться с тем, что в оде есть
черты, которые выводят ее за пределы
классицизма? Определение авторской
позиции, композиционных ее частей,
идейного
содержания.
Нахождение
метафор как ведущего художественного
изобразительного средства языка в оде.

10. 1 Новая эра в русской литературе 18 века.
2 Г.Р.Державин: поэт и гражданин.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода,
особенности раскрытия темы пота и поэзии,
власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение
с точки зрения его принадлежности к
классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине.
Выразительное чтение оды «Властителям
и судиям». Анализ оды. Ответ на
проблемный вопрос: почему автора
волнует позиция власти, ее отношения к
народу и положение народа?

11. 1 Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.
3 (Стихотворение «Памятник»).

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.
Выразительно
читают
«Памятник».
Уметь
воспринимать
и
анализировать Ответы на вопросы на уровне восприятия
поэтический текст.
и понимания произведения.

12. 1 Н.М.Карамзин – писатель и историк,
6 общественный деятель. Сентиментализм как

Знать биографию Карамзина, его заслуги как
историка, журналиста, писателя, новаторский
характер его литературного творчества, признаки
сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание,
работать с литературоведческим словарем.
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание

в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

Обличение несправедливой власти в
произведениях (ода «Властителям и
судиям»).

литературное направление.

13. 1 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» 7 произведения сентиментализма.

Сообщение о писателе.
словарем: сентиментализм.

Работа

со

Анализируют стихотворение «Осень».
Коротко
пересказывают
содержание

14. (Новые черты русской литературы.Внимание

произведения формулировать его идею, находить
черты сентиментализма в произведении, давать
характеристику героев, характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств ,
выявлять авторскую позицию.
Знать общую характеристику русской
литературы, отличительные черты романтизма,
центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

к внутренней жизни человека)

15. 1 Шедевры русской литературы 19 века
8
Золотой век русской литературы (обзор)

16. 1 В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.
9 Романтизм.

2 часа

17. Анализ стих. «Море»

Знать основные черты романтизма как
литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада,
лирический герой.
Уметь выразительно читать
стихотворение.анализировать его с точки зрения
принадлежности к романтизму, с точки зрения
жанра, темы, идеи, композиции, изобразительновыразительных средств.

повести «Бедная Лиза», отвечают на
вопросы (монологические ответы), в том
числе и на проблемный вопрос: почему
ускользает от человека счастье?
Читают статью «Шедевры русской
литературы, «Романтизм», развернуто
отвечают на вопросы: Как вы понимаете
слова Салтыкова-щедрина, что литература
– «сокращенная вселенная»?
Кратко рассказывают о жизни и
творчестве В.А.Жуковского, составляют
таблицу или план. Выразительно читают
стихотворения «Море», «Невыразимое»,
отвечают на вопросы на уровне
восприятия
и
понимания:
какой
символический смысл имеет образ моря?
Что в человеке и в природе, по мысли
поэта, «невыразимо» в стихах?

Знать жанровые особенности баллады, сюжет
произведения.
Уметь воспринимать романтический характер
баллады и анализировать художественное
произведение.
Знать основные этапы жизненного и творческого
пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву
прочитанного.

Читают статью учебника «Жанр баллады
у Жуковского» и балладу «Светлана»,
отвечают на вопросы, в том числе и
основной: «Почему поэт утверждает, что
«главное – вера в провиденье?»
Чтение статьи учебника о Грибоедове,
воспоминаний современников о писателе.
Составление таблицы. Развернутое устное
монологическое высказывание «Портрет
писателя».

20. А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция,
завязка,
конфликт.

21. 2 «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ
2 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от

Уметь выразительно читать произведение,
отвечать на вопросы, раскрывающие знание и

Выявление специфики жанра комедии:
работа со словарем (комедия, конфликт,
интрига, сюжет) для понимания природы
общественной комедии, «условности
разговорного стиха»
Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Выразительное чтение монологов с

18. 2 В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».
0 Особенности жанра. (Нравственный мир
героини баллады.)

19. 2 А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.
1

12

ума».

понимание текста, выявлять внешний конфликт,
черты классицизма и реализма, видеть
афористичность речи, определять стих комедии.

комментариями, восприятием и анализом
(по плану).

22. 2 «Век нынешний и век минувший». Анализ 2
3 действия комедии

Знатьпонятия проблематика, идейное
содержание, система образов, внутренний
конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное
содержание, внутренний конфликт, давать
характеристику персонажей, в том числе
речевую.

Ученики повторяют значение терминов
«экспозиция», «завязка», «внесценический
персонаж»,
«развитие
действия».
Составляют словарь толкований слов:
фагот, карбонарий, хрипун, пономарь,
разумник, слов просторечной лексики.
Чтение наизусть монологов Чацкого и
Фамусова. Сопоставительный анализ
монологов (по плану). Отвечают на
вопросы: какие черты «века нынешнего» и
«века минувшего» изображаются в споре
Чацкого и Фамусова? Какие стороны
московской
жизни
привлекают
и
отталкивают героев?

23. «Век нынешний и век минувший». Скалозуб

Уметь давать характеристику данных
персонажей, в том числе речевую, делать их
сравнительную характеристику с Чацким,
выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких
характеристик персонажей через речь,
жесты, авторские ремарки, оценочные
эпитеты.
Выразительное
чтение
монологов и комментирование.

Знатьпонятия проблематика, идейное
содержание, система образов, внутренний
конфликт.

Устные сочинения на основе кратких
характеристик персонажей через речь,
жесты, авторские ремарки, оценочные
эпитеты. Выразительное чтение
монологов и комментирование.
Развернутый ответ на вопрос: кто из
московских аристократов явился на бал в
дом Фамусова, каковы их взгляды на
службу.крепостное право, воспитание и
образование, подражание иностранному?
Анализ диалогов Чацкого и Софьи,
Чацкого и Молчалина, сцены бала.

и Молчалин – представители какого века?

24. Проблема ума в комедии Грибоедова.
25. 2 Фамусовская Москва в изображении
4 Грибоедова

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

Уметь давать характеристику данных
персонажей, в том числе речевую, делать их
сравнительную характеристику с Чацким,
выявлять авторскую позицию.

26. Чацкий и фамусовское общество. «Безумный

Уметь давать характеристику данных
персонажей, в том числе речевую, делать их
сравнительную характеристику, выявлять
авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких
характеристик персонажей через речь,
жесты, авторские ремарки, оценочные
эпитеты.
Выразительное
чтение
монологов и комментирование.

27. 2 «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4
5 действия

Знать текст комедии, определение развязки
действия, открытого финала.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том
числе речевую, отбирать материал о персонажах
пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев:
Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове.
Выразительное чтение наизусть монолога
Чацкого.
Повторяют определение
«развязка действия», «открытый финал».
Развернутый ответ на вопрос: как
понимают ум представители барской
Москвы и Чацкий? В чем горе, которое
приносит Чацкому ум? В чем драма
Софьи, Чацкого?
Почему критики
называют финал комедии открытым?

28. 2 И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с
6 критической литературой

Знатьосновные положения статьи.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том
числе речевую, отбирать материал из статьи И.А.
Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С.
Пушкина о Чацком.
Знать содержание комедии
Уметьсопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с
выбранной темой, пользуясь учебной картой,
отбирать литературный материал, логически его
выстраивать, превращая в связный текст.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон
терзаний», запись основных положений
(конспект или план-конспект)

Знать основные этапы жизненного и творческого
пути А.С.Пушкина
Стр.167 – 171 учебника

Пересказывают статью учебника (сжато),
презентуют информационный проект с
комментариями
и
обоснованными
суждениями. Ответ на вопрос: что вы
знаете о трагических обстоятельствах
жизни А.С.Пушкина?

Знать: свобода в лирике поэта как политический,
философский, нравственный идеал. Основы

Пересказ
статьи
учебника
«Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина»,

ко всему…»

29. 2 Р\Р Классное сочинение обучающего
7 характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе
- от ума». «Горе от ума»
2
8

Сочинение

30.
31. 2 А.С.Пушкин.Общая характеристика
9 творчества. «Душа в заветной лире мой прах
переживѐт…»

32. 3 Развитие темы свободы в творчестве
А.С.Пушкина

17

1

33. 3 Любовная лирика А.С.Пушкина
3

34. 3 Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…»,
4 «Пророк».

35. 3 Р\Р Анализ лирического стихотворения
5 А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
36. 3 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 8 «собранье пестрых глав». Творческая

история романа Жанровое своеобразие.
Онегинская строфа.
37. 3 Портрет героя своего времени.
9 Онегин и столичное дворянское общество

38. 4 Е.Онегин в деревне.
0 Онегин и поместное дворянское общество
39. 4 Типическое и индивидуальное в образах
1 Онегина и Ленского.

стихосложения.
Уметьанализировать стихотворное произведение
с точки зрения его жанра, темы, идеи,
композиции, изобразительно-выразительных
средств.
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство
любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия,
комментировать их, давать развернутые ответы
на вопросы.
стр184 - 188
Знать взгляды поэта на назначение поэта и
поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение
с точки зрения его жанра, темы, идеи,
композиции, изобразительно-выразительных
средств.
Уметь составлять план сочинения в соответствии
с выбранной темой, отбирать литературный
материал, логически его выстраивать, превращая
в связный
Знать теоретико-литературные определения,
жанровые особенности стихотворного романа,
композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что
такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою,
высказывать собственные суждения о
прочитанном
Знать содержание глав, какое воплощение
нашел тип лишнего человека в литературе
Знать содержание глав романа, понимать
типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному
герою.

выразительное чтение стихотворений «К
морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар».
Развернутый ответ на вопрос: почему тема
свободы была так важна для поэта? Что
объединяет эти стихотворения, какие
мотивы?
Сообщение о любовных адресатах
А.С.Пушкина, выразительное чтение
стихотворений. Ответ на вопрос: почему
же лирический герой не отрекается от
любви, а воспевает ее?»
Ответы на вопросы, в том числе и
проблемные

Анализ стихотворения по предложенному
плану
Ответы на вопросы

Развернутый ответ на вопрос, как
характеризует Пушкин столичное
дворянство.
Развернутый ответ на вопрос, какой
предстает в романе жизнь поместного
дворянства.
Ответы на проблемные вопросы

40. 4 Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна –
2 нравственный идеал Пушкина

Знать авторское отношение к героиням, оценку
Сравнительная характеристика:
Татьяны Белинским.
монологический ответ с цитированием.
Уметь давать характеристику героя произведения

41. Онегин и Татьяна. Сцена объяснения (анализ

Уметь давать характеристику героя произведения Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Знать текст художественного произведения:
Сравнительная характеристика:
выявить причины дуэли
монологический ответ с цитированием
Уметь логично в соответствии с планом
изложить материал, соблюдая композицию
сочинения
Знать текст художественного произведения.
Ответы на вопросы.
Уметь логично в соответствии с планом
изложить материал, соблюдая композицию
сочинения
Знать идею произведения, лирические
Ответить на вопрос, почему без анализа
отступления в романе, авторскую позицию.
лирических отступлений романа
Уметь различать образ автора и героя
невозможно понять произведение.

эпизода).

42. Дуэль Онегина и Ленского.

43. 4 «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя
3 нас». Татьяна и Онегин
44. 4 Автор как идейно-композиционный и
4 лирический центр романа. «Евгений Онегин»
как энциклопедия русской жизни».

45. 5 Р\Р
0 Сочинение по роману А.С.Пушкина.

46. «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и
злодейства»

47. М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов.
Мотивы вольности и одиночества в лирике
Лермонтова.
48. Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю.
Лермонтова и Пушкина.
Лермонтов о назначении поэзии. Стих.
«Поэт»

49. «Смерть поэта». Светское общество и поэт.
50. М.Ю.Лермонтов «Родина»

19

Уметь составлять план сочинения в соответствии
с выбранной темой, отбирать литературный
материал, логически его выстраивать, превращая
в связный текст с учетом норм русского
литературного языка..
Знать содержание трагедии, уметь определять
основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по поднятым в
произведении проблема.
Знать основные факты жизни и творческого пути
поэта, основные тропы, уметь находить их в
тексте
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по
вопросам.

Ответы-рассуждения по поднятым
проблемам
Выразительное чтение стихотворений,
ответы на вопросы
Анализ стихотворений на тему поэта и
поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли
вы, что лермонтовский пророк начинается
там, где пушкинский пророк
заканчивается?»

51. Адресаты любовной лирики

М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

52. Эпоха безвременья в лирике поэта. Стих.
«Дума»

Знать адресатов любовной лирики.
Уметьанализировать текст на.лексическом
уровне
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста

53. Роман «Герой нашего времени».

Знать понятия роман, психологический роман,
содержание романа.
Уметьхарактеризовать особенности сюжета и
композиции

54. «Странность» Печорина

Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести «Б
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать текст повести
Уметь сопоставлять эпизоды романа и
характеризовать персонажей
Знать понятия реализм и романтизм, оценку

Обзор содержания. Сложность композиции.
Первый психологический роман.

Печорин как представитель «портрета
поколения».
55. Повесть «Максим Максимыч»

56.

«Да и какое мне дело до радостей и бед
человеческих…». Повесть «Тамань».

57. Р\Р. Образ Печорина (обобщение по
прочитанным главам)

58. Повесть «Княжна Мери». Печорин и
«водяное общество».

59. Печорин и княжна Мери.
60. Печорин и Грушницкий.
61. Повесть «Фаталист»
62. «Журнал Печорина» как средство

самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
63. Романтизм и реализм романа.

Выразительное чтение стихотворений.
Анализ любовной лирики
Выразительное чтение стихотворного
текста. Анализ стихотворений. Ответ на
вопрос, можно ли назвать лирику поэта
поэтическим дневником.
Викторина по тексту романа. Ответ на
вопрос (на основе первичного
восприятии): какова основная проблема
романа?
Ответ на вопрос: как в портрете Печорина
угадывается противоречивость его
характера. Устное словесное рисование.
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания.
Развернутый ответ на вопрос: «Как

романа «Герой нашего времени» В.Г. Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и
романтизма в романе, сопоставлять их.

64. Р\РСочинение по роману М.Ю.Лермонтова
65.
66. Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Проблематика и поэтика первых сборников
«Вечера …», «Миргород».

тестовые задания: уровни А, В, С

10

Знать страницы жизни и творчества,
проблематика и поэтика первых сборников
«Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.

проявляется романтическое и
реалистическое в романе
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени». Дома: краткий конспект статьи
В.Г.Белинского.
контрольная работа

Сообщение о жизни и творчестве писателя
на основе прочитанной статьи,
презентация.
Мини-исследование «памятники
Н.В.Гоголю»
Объяснение смысла названия на основе
прочитанного текста, жанра
произведения.

67. Поэма «Мѐртвые души». Замысел, история

Знатьисторию создания поэмы, жанровое
своеобразие.
Уметь воспринимать художественное
произведение в контексте эпох.

68. «Мѐртвые души». Композиция поэмы. Роль 1

Знать композиционные особенности
Уметьанализировать эпизод, характеризовать
образ города,

Выявить роль 1 главы
Характеристика города и героев
литературного произведения

69. Образы помещиков в поэме.

Знатьсодержание поэмы, представителей
помещичьей Руси Манилов, Коробочка,
Собакевич и Чичиков.
Уметьанализировать эпизод,персонажей поэмы,
определять позицию автора.

Характеристика героев литературного
произведения.

создания. Особенности жанра и композиции.
Обзор содержания. Смысл названия.

главы.

70.
71. «Мѐртвые» и «живые» души. Образ автора.

Выявить идейный замысел произведения

72. П.И.Чичиков. Кто он?

Характеристика героев литературного
произведения.

Чичиков как новый герой эпохи и как
антигерой. Эволюция его образа.

73.

74. Р\РЛирические отступления в поэме

Знать текст произведения, лирические

сочинение

Поэма в оценке Белинского

75. Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя
76. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Тема

отступления в нем, понятииечичиковщина
Пониматьроль главного героя в системе образов.
Уметь характеризовать Чичикова и других героев
в системе образов, использовать в характеристике
критические замечания литературоведа.

2

одиночества человека в мире.

77. А.П.Чехов. «Смерть чиновника».Эволюция
образа «маленького человека».

78. Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые

1

79. Литература 20 века

15

ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его
внутреннего мира.

И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тѐмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской
усадьбы.

80. Русская поэзия Серебряного века.

81. С.А.Есенин. Народно-песенная основа

лирики поэта. Тема Родины.
Размышления о жизни, природе,человеке.

82. В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество
поэта.
83. М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи

Знать творческую биографию писателя,
содержание рассказа, индивидуальную
особенность рассказов писателя
Уметь характеризовать внутренний мир героя
через внешние проявления.
Знать содержание рассказа, индивидуальную
особенность рассказов писателя, эволюцию
образа «маленького человека»..
Знать содержание, уметь характеризовать
изобразительно-выразительные средства
Уметь определять элементы сентиментализма в
повести, анализировать произведение, выделять
проблему.
Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ
«Тѐмные аллеи».
Уметь анализировать произведение
Знать содержание теоретико-литературных
терминов. Уметь выделять главное и значимое в
учебном материале
Уметь конспектировать лекцию
Знатьосновные события творческой биографии
поэта, его программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя
тропы и стилистические приемы
Знать отдельные факты биографии поэта.
Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения
Маяковского.
Знать факты биографии поэтессы. Особенности

Анализ рассказов: монологические
ответы.

Анализ рассказов: монологические
ответы.
Рассказ о писателе на основе
прочитанного. Характеристика
внутреннего мира героя.
Анализ рассказа: монологические ответы..

Сообщение о поэте с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и
их анализ.
Сообщение о словотворчестве поэта на
основе прочитанной статьи,
выразительное чтение стихотворений
наизусть.
Сообщение о поэтессе с презентацией.

о поэзии, о любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о
Москве». Традиции и новаторство.

84. А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические

новаторства, традиций, тематику стихотворений.
Уметь выразительно читать и анализировать
стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений
наизусть и их анализ.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности
новаторства, традиций, тематику стихотворений,
трагические интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать
стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и
их анализ.

Знать основные сведения о жизни и творчестве
писателя. Знать содержание повести, особенности
булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие
рассказа. Уметь определять нравственную
проблематику повести

Анали с раскрытием художественного
своеобразия проиведения, его
нравственной проблематики.

Знать факты биографии поэта.тематику
стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать
стихотворения.
Знать особенности композиции рассказа «Судьба
человека».
Уметь характеризовать образ главного героя

Выразительное чтение стихотворений и
их анализ.

91. А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Знать факты биографии поэта.тематику
стихотворений, особенности творческого метода
поэта.
Уметь выразительно читать, пересказывать и
анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и
их анализ.

92. А.И.Солженицын. Слово о писателе.

Знать автобиографическую основу рассказа
«Матренин двор».
Уметь раскрывать художественное своеобразие
рассказа

Рассказ о писателе с презентацией.
Анализ рассказа с элементами
художественного пересказа и акцентом на
художественном своеобразии.

интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

85. Р\РТворческая работа по теме «Серебряный
век русской поэзии»
86. М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социальнофилософская сатира на современное
общество. Система образов.
87. М.А.Булгаков«Собачье сердце». Идейный
замысел произведеия.

88. Н.А.Заболоцкий. Философский характер

лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти.

89. М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба
человека».
Образ главного героя. Судьба человека и
90. судьба Родины.
Поэтический мир Твардовского.

«Матрѐнин двор». Картины послевоенной
деревни. Образ рассказчика.

Анализ рассказа: монологические ответы.

93. Тема «праведничества» в рассказе. Образ

Знать текст произведения, понятие
«праведничество», уметь объяснять смысл
праведничества в рассказе, поднятые писателем
проблемы.

94. Б.Л.Пастернак. Философская глубина

Знать факты биографии поэта.тематику
стихотворений, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать
стихотворения.

праведницы, трагизм еѐ судьбы.

лирики поэта. Вечность и современность.

95. Из зарубежной литературы
Античная лирика.
Гораций. Поэтическое творчество и
поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

96. Данте Алигьери. «Божественная комедия»

(обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и еѐ философский
характер.

97. У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением

отдельных сцен).
Гуманизм общечеловеческое значение
героев.
(Гамлет и его одиночество в конфликте с
реальным миром. Трагизм любви.
Гамлет как вечный образ мировой
литературы.)

98. И.-В. Гѐте. «Фауст». (Обзор с чтением

отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра.
Идейный смысл трагедии.
(Противопоставление добра и зла. Поиски
справедливости и смысла жизни.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Фауст как вечный образ мировой
литературы).
99. Подведение итогов курса.
100. Резерв.

6

Объяснение смысла «праведничества» в
рассказе с опорой на текст произведения и
поднятые писателем проблемы. Ответ на
вопрос: как вы понимаете
заключительную фразу произведения7
Сообщение о поэте с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и
их анализ.

Знать понятие античная лирика, особенности
взгляда римлян на человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и их
анализ.
Иметь представление о творчестве Данте, о
героях произведения и знать содержание 1-3
песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст песен,
определять их аллегорический характер.
Знать основные факты из жизни Шекспира,
содержание трагедии «Гамлет». Иметь
представление о героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному
произведению, понимать чужую точку зрения

Сообщение о поэте с презентацией.
Выразительное чтение стихотворений и
их комментарий с отражением
особенности взгляда римлян на человека и
эпоху.
Ответы на вопросы

Знать основные факты из жизни Гете, содержание
отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

101. Резерв.
102. Резерв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».