Аннотация и АРП Родная Русская литература, 9 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Аннотация к адаптированной рабочей программе
учебного предмета «Родная русская литература»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родная русская
литература» обязательной предметной области «Родной язык и родная литература»
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования (далее
- ФАОП ООО, для обучающихся с ЗПР) и реализуется в текущем учебном году в 9
классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана.
Данная рабочая программа является частью содержательного раздела
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования (далее - АООП ООО).
Адаптированная рабочая программа разработана учителем Ермаченко Е.М. в
соответствии с ФГОС ООО и определяет организацию образовательной
деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по данному предмету с учетом рабочей
программы воспитания.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родная русская
литература» является частью АООП ООО, определяющей:
- содержание учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
(далее – ЭОР/ЦОР).
Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением
педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8.
Дата 31.08 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Департамент муниципальных учреждений
Администрации Красновишерского ГО
МБОУ СОШ № 8

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 8
протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

приказом директора
МБОУ СОШ № 8
№ 245
от 31 августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся 9 Д класса

Учитель: Ермаченко Е.М.

г. Красновишерск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализуется УМК:
Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н.
Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 9 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. «Просвещение», 2021.
Роль предмета в Учебном плане.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной
модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать еѐ как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению
речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной
компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведѐнное на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублѐнного
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и
культурный кругозор обучающихся за счѐт их знакомства с дополнительными
произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые
могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой
курса.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по
учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на
формирование представлений о родной литературе как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
этнокультурные традиции.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;

формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта
русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего
народа и приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение
следующих задач:
 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте еѐ взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации,
их взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и
др.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в
сознании школьников.
Учебная программа рассчитана на 34 часа (из расчѐта 1 час в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного курса «Родная литература»
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные традиции русской
литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях
родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения
и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских
предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» 9 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций,
давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного
текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные

тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других
искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения различными способами еѐ обработки и презентации.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и
теоретико-литературных понятий
 Выразительное чтение.
 Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
 Различные виды пересказа.
 Заучивание наизусть стихотворных текстов.
 Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру.
 Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
 Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
 Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента.
 Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
 Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
 В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
 А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
 М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
 И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
 А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
 О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
 А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
 Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
 Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
 «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
 П. А. Вяземский. «Степь».
 И. З. Суриков. «В степи».
 А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
 Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
 Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
 Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
 А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
 В. П. Астафьев. «Далѐкая и близкая сказка» ( «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
 Н. П. Майоров. «Мы».
 М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазѐр, лентяй-завистник!..»
 Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
 Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
 Б. К. Зайцев. «Лѐгкое бремя».
 А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
 Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
 И. А. Бродский. «Мой народ».
 С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»


№№
1-2

3-4

5-6

7-8

9
10-11

Дата

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Раздел, тема урока
Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9ч.)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении)
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент)
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)
Петербург в русской литературе:
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
КР по итогам изучения Раздела 1
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (7ч.)
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

12-13
14-15
16
17

18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29

30
31
32-33
34

Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)
Родительский дом:
В. П. Астафьев. «Далѐкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)
КР по итогам изучения Раздела 2
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (16ч.)
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазѐр, лентяй-завистник!..»
Великая Отечественная война:
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Великая Отечественная война:
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лѐгкое бремя»
Судьбы русских эмигрантов:
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Обобщение изученного
КР по итогам изучения Раздела 3
Проект
Резерв
Учебно-методическая литература по учебному предмету «Родная (русская) литература».

Учебно-методический комплект

1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. — М.,
2013.
2. Александрова О.М., Аристова М.А. и другие Родная русская литература: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Москва; Просвещение, 2021.- 191 с.
3.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год.
4.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Газета «1 сентября» www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/
6.Завуч. инфо www.zavuch.info
7.Педсовет http://pedsovet.org
8.Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».