МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Родной русский язык» Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования (далее - ФАОП ООО, для обучающихся с ЗПР) и реализуется в текущем учебном году в 9 классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (далее - АООП ООО). Адаптированная рабочая программа разработана учителем Ермаченко Е.М. в соответствии с ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по данному предмету с учетом рабочей программы воспитания. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» является частью АООП ООО, определяющей: - содержание учебного предмета; - планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8. Дата 31.08 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Департамент муниципальных учреждений Администрации Красновишерского ГО МБОУ СОШ № 8 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 протокол № 1 от 30 августа 2023 г. приказом директора МБОУ СОШ № 8 № 245 от 31 августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (русский)» для обучающихся 9 Д класса Учитель: Ермаченко Е.М. г. Красновишерск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» 9 класс разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897. Рабочая программа разработана основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года № 2/18( Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020); Рабочая программа ориентирована на учебник: Автор/Авторский коллектив О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др. Название учебного пособия «Русский родной язык» Класс 9 класс Издательство, год выпуска М.: «Просвещение», 2020 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год Планируемые результаты Изучение предметной области "Родной язык" должно обеспечить: - воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Личностные результаты В рамках когнитивного компонента будут сформированы: - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: - устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации Выпускник получит возможность для формирования: - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - стремления к речевому самосовершенствованию; Метапредметные результаты Выпускник научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия достижения цели; - планировать пути достижения целей; - уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; - осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора. Предметные результаты Выпускник научится: - осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; - понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений; - понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; - определять различия между литературным языком и диалектами; - соблюдать нормы русского речевого этикета; - использовать словари, - осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета; - обогащать активный и потенциальный словарный запас; - соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного языка; - употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической; - соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать основные нормы русского речевого этикета; - соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); - соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); - совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации), а именно: - владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; - уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; - классифицировать фактический материал по определѐнному признаку; - выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; - уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; - владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приѐмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; - основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); - использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; - владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; - уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад. Содержание учебного предмета Раздел 1. Язык и культура (6 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (12 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (17 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Резерв учебного времени – 1 ч. Программа рассчитана на 34 занятия. Сроки реализации программы: 2023 – 2024 учебный год. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, приобрести устойчивые навыки). Тематическое планирование Количество часов: Всего____34______ в неделю_____1______ Учебник: Русский родной язык. 9 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2019. № Тема Кол-во ч. Основное содержание Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Орфографический и пунктуационный практикум Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Основные тематические разряды ключевых слов русской культуры: обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение понятий русской государственности; обозначение понятий народной этики Раздел 1. Язык и культура (9 ч.) 1 Отражение в русском языке культуры и истории русского народа 1 2 Ключевые слова русской культуры 2 3 Ключевые слова русской культуры 4 Крылатые слова и выражения в русском языке Крылатые слова и выражения в русском языке 2 6 Развитие русского языка как закономерный процесс 1 7 Основные тенденции развития современного русского языка 1 5 Ключевые слова, обозначающие мир русской природы, религиозные представления. Понятие о русской ментальности. Орфографический и пунктуационный практикум Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Орфографический и пунктуационный практикум Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Орфографический и пунктуационный практикум Общее представление об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Орфографический и пунктуационный 8 Новые иноязычные заимствования в современном русском языке 1 9 Словообразовательные неологизмы в современном русском языке 1 Культура речи (15 ч.) 10 Активные процессы в области произношения и ударения 3 практикум Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм. Орфографический и пунктуационный практикум Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости 11 Активные процессы в области произношения и ударения 12 Активные процессы в области произношения и ударения 13 Трудные случаи лексической сочетаемости 14 Трудные случаи лексической сочетаемости 15 Трудные случаи лексической сочетаемости Речевая избыточность Тавтология. Плеоназм. 16 Трудные случаи лексической сочетаемости 17 18 Типичные ошибки в управлении. Типичные ошибки в управлении. 2 19 Типичные ошибки в построении простого осложнѐнного предложения 2 Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум Типичные грамматические ошибки Управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные грамматические 4 и точность. Типичные ошибки в построении простого осложнѐнного предложения Типичные ошибки в построении сложного предложения Типичные ошибки в построении сложного предложения 2 23 Речевой этикет в деловом общении 1 24 Правила сетевого этикета 1 25 Речь. Текст (9 ч.) Русский язык в Интернете 2 26 Русский язык в Интернете 27 Виды преобразования текстов 1 28 Разговорная речь. Анекдот, шутка 1 29 Официально-деловой стиль. Деловое письмо 1 30 Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение 1 31 Публицистический стиль. Проблемный очерк 1 32 Язык художественной литературы. 1 33 Прецедентные тексты 1 20 21 22 ошибки Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Орфографический и пунктуационный практикум Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Орфографический и пунктуационный практикум Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Орфографический и пунктуационный практикум Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Орфографический и пунктуационный практикум Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Орфографический и пунктуационный практикум Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Орфографический и пунктуационный практикум Публицистический стиль. Проблемный очерк. Орфографический и пунктуационный практикум Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум 34 Резерв 1