МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Технология» Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» обязательной предметной области «Технология» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования (далее - ФАОП ООО, для обучающихся с ЗПР) и реализуется в текущем учебном году в 6, 8, 9 классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (далее - АООП ООО). Адаптированная рабочая программа разработана учителем Загородских С.А. в соответствии с ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по данному предмету с учетом рабочей программы воспитания. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» является частью АООП ООО, определяющей: - содержание учебного предмета; - планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8. Дата 31.08 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Департамент муниципальных учреждений Администрации Красновишерского ГО МБОУ СОШ № 8 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 Протокол № 1 от 30.08.2023 Приказом директора МБОУ СОШ № 8 № 245 от 31.08.2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся 5 - 9 классов Учитель: Загородских С.А. Красновишерск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практикоориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности. Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт. Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты. Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология». Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления. Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»; овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаѐт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех еѐ проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения. Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей. Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная программа по технологии – это система логически завершѐнных блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов, предусматривающая разные образовательные траектории еѐ реализации. МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Модуль «Производство и технологии» Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к другим модулям. Основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулей. Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий. Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса технологии на уровне основного общего образования. Содержание модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с технологическими процессами, техническими системами, материалами, производством и профессиональной деятельностью. Модуль «Технологии обработки материалов » В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертѐжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчѐтов по чертежам. Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техно сферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства. Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные результаты за год обучения. Модуль «Робототехника» В модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Значимость данного модуля заключается в том, что при его освоении формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами). Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования, создания действующих моделей роботов интегрировать знания о технике и технических устройствах, электронике, программировании, фундаментальные знания, полученные в рамках учебных предметов, а также дополнительного образования и самообразования. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии идѐт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить составляющие еѐ элементы и открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий. Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии, – 272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «Производство и технологии» 5 КЛАСС Технологии вокруг нас. Потребности человека. Преобразующая деятельность человека и технологии. Мир идей и создание новых вещей и продуктов. Производственная деятельность. Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей. Материалы и сырьѐ. Естественные (природные) и искусственные материалы. Материальные технологии. Технологический процесс. Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности человека. Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект - карт, метод фокальных объектов и другие. Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная документация. Какие бывают профессии. 6 КЛАСС Производственно-технологические задачи и способы их решения. Модели и моделирование. Виды машин и механизмов. Моделирование технических устройств. Кинематические схемы. Конструирование изделий. Конструкторская документация. Конструирование и производство техники. Усовершенствование конструкции. Основы изобретательской и рационализаторской деятельности. Технологические задачи, решаемые в процессе производства и создания изделий. Соблюдение технологии и качество изделия (продукции). Информационные технологии. Перспективные технологии. 7 КЛАСС Создание технологий как основная задача современной науки. История развития технологий. Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Дизайн. Народные ремѐсла. Народные ремѐсла и промыслы России. Цифровизация производства. Цифровые технологии и способы обработки информации. Управление технологическими процессами. Управление производством. Современные и перспективные технологии. Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии» двойного назначения. Разработка и внедрение технологий многократного использования материалов, технологий безотходного производства. Современная техно сфера. Проблема взаимодействия природы и техно сферы. Современный транспорт и перспективы его развития. 8 КЛАСС Общие принципы управления. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Устойчивость технических систем. Производство и его виды. Биотехнологии в решении экологических проблем. Биоэнергетика. Перспективные технологии (в том числе нанотехнологии). Сферы применения современных технологий. Рынок труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Мир профессий. Профессия, квалификация и компетенции. Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека. 9 КЛАСС Предпринимательство. Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика. Виды предпринимательской деятельности. Типы организаций. Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства. Базовые составляющие внутренней среды. Формирование цены товара. Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны. Защита предпринимательской тайны и обеспечение безопасности фирмы. Понятия, инструменты и технологии имитационного моделирования экономической деятельности. Модель реализации бизнес-идеи. Этапы разработки бизнес-проекта: анализ выбранного направления экономической деятельности, создание логотипа фирмы, разработка бизнес-плана. Эффективность предпринимательской деятельности. Принципы и методы оценки. Контроль эффективности, оптимизация предпринимательской деятельности. Технологическое предпринимательство. Инновации и их виды. Новые рынки для продуктов. Модуль «Технологии обработки материалов» 5 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Бумага и еѐ свойства. Производство бумаги, история и современные технологии. Использование древесины человеком (история и современность). Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки древесины. Организация рабочего места при работе с древесиной. Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины. Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка, декорирование древесины. Народные промыслы по обработке древесины. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины». 6 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Получение и использование металлов человеком. Рациональное использование, сбор и переработка вторичного сырья. Общие сведения о видах металлов и сплавах. Тонколистовой металл и проволока. Народные промыслы по обработке металла. Способы обработки тонколистового металла. Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания тонколистового металла. Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового металла. Профессии, связанные с производством и обработкой металлов. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла». Выполнение проектного изделия по технологической карте. Потребительские и технические требования к качеству готового изделия. Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла. 7 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Обработка древесины. Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технологии отделки изделий из древесины. Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь. Токарно-винторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических деталей клеем. Отделка деталей. Пластмасса и другие современные материалы: свойства, получение и использование. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из конструкционных и поделочных материалов». Модуль «Робототехника» 5 КЛАСС Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота. Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и назначение. Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функции. Робототехнический конструктор и комплектующие. Чтение схем. Сборка роботизированной конструкции по готовой схеме. Базовые принципы программирования. Визуальный язык для программирования простых робототехнических систем. 6 КЛАСС Мобильная робототехника. Организация перемещения робототехнических устройств. Транспортные роботы. Назначение, особенности. Знакомство с контроллером, моторами, датчиками. Сборка мобильного робота. Принципы программирования мобильных роботов. Изучение интерфейса визуального языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов. Учебный проект по робототехнике. 7 КЛАСС Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение, использование. Программирование контроллера, в среде конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов. Реализация алгоритмов управления отдельными компонентами и роботизированными системами. Анализ и проверка на работоспособность, усовершенствование конструкции робота. Учебный проект по робототехнике. 8 КЛАСС История развития беспилотного авиастроения, применение беспилотных воздушных судов. Принципы работы и назначение основных блоков, оптимальный вариант использования при конструировании роботов. Основные принципы теории автоматического управления и регулирования. Обратная связь. Датчики, принципы и режимы работы, параметры, применение. Отладка роботизированных конструкций в соответствии с поставленными задачами. Беспроводное управление роботом. Программирование роботов в среде конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов. Учебный проект по робототехнике (одна из предложенных тем на выбор). 9 КЛАСС Робототехнические системы. Автоматизированные и роботизированные производственные линии. Система интернет вещей. Промышленный интернет вещей. Потребительский интернет вещей. Элементы «Умного дома». Конструирование и моделирование с использованием автоматизированных систем с обратной связью. Составление алгоритмов и программ по управлению беспроводными роботизированными системами. Протоколы связи. Перспективы автоматизации и роботизации: возможности и ограничения. Профессии в области робототехники. Научно-практический проект по робототехнике. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» 7 КЛАСС Виды и свойства, назначение моделей. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Понятие о макетировании. Типы макетов. Материалы и инструменты для бумажного макетирования. Выполнение развѐртки, сборка деталей макета. Разработка графической документации. Создание объѐмных моделей с помощью компьютерных программ. Программы для просмотра на экране компьютера файлов с готовыми цифровыми трѐхмерными моделями и последующей распечатки их развѐрток. Программа для редактирования готовых моделей и последующей их распечатки. Инструменты для редактирования моделей. 8 КЛАСС 3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Понятие «прототипирование». Создание цифровой объѐмной модели. Инструменты для создания цифровой объѐмной модели. 9 КЛАСС Моделирование сложных объектов. Рендеринг. Полигональная сетка. Понятие «аддитивные технологии». Технологическое оборудование для аддитивных технологий: 3Dпринтеры. Области применения трѐхмерной печати. Сырьѐ для трѐхмерной печати. Этапы аддитивного производства. Правила безопасного пользования 3D-принтером. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере. Подготовка к печати. Печать 3D-модели. Профессии, связанные с 3D-печатью. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» 5 КЛАСС Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире (вещах). Виды и области применения графической информации (графических изображений). Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты. Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертѐж, схема, карта, пиктограмма и другое.). Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки). Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). Чтение чертежа. 6 КЛАСС Создание проектной документации. Основы выполнения чертежей с использованием чертѐжных инструментов и приспособлений. Стандарты оформления. Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике. Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом редакторе. Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе. Создание печатной продукции в графическом редакторе. 7 КЛАСС Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения чертежа. ЕСКД. ГОСТ. Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного чертежа. Правила чтения сборочных чертежей. Понятие графической модели. Применение компьютеров для разработки графической документации. Построение геометрических фигур, чертежей деталей в системе автоматизированного проектирования. Математические, физические и информационные модели. Графические модели. Виды графических моделей. Количественная и качественная оценка модели. 8 КЛАСС Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей. Создание документов, виды документов. Основная надпись. Геометрические примитивы. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи. Изделия и их модели. Анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3D-модели. Дерево модели. Формообразование детали. Способы редактирования операции формообразования и эскиза. 9 КЛАСС Система автоматизации проектно-конструкторских работ - САПР. Чертежи с использованием в системе автоматизированного проектирования (САПР) для подготовки проекта изделия. Оформление конструкторской документации, в том числе, с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР). Объѐм документации: пояснительная записка, спецификация. Графические документы: технический рисунок объекта, чертѐж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание презентации. Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черчением, проектированием с использованием САПР, их востребованность на рынке труда. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учѐных. 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвѐртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе. 4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. 6) трудового воспитания: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) экологического воспитания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путѐм изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближѐнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учѐтом синергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс еѐ достижения. Умения принятия себя и других: признавать своѐ право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки. Коммуникативные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией. Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и технологии» К концу обучения в 5 классе: называть и характеризовать технологии; называть и характеризовать потребности человека; называть и характеризовать естественные (природные) и искусственные материалы; сравнивать и анализировать свойства материалов; классифицировать технику, описывать назначение техники; объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира; характеризовать предметы труда в различных видах материального производства; использовать метод мозгового штурма, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и другие методы; использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты; назвать и характеризовать профессии. К концу обучения в 6 классе: называть и характеризовать машины и механизмы; конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности; разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач; решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов; предлагать варианты усовершенствования конструкций; характеризовать предметы труда в различных видах материального производства; характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития. К концу обучения в 7 классе: приводить примеры развития технологий; приводить примеры эстетичных промышленных изделий; называть и характеризовать народные промыслы и ремѐсла России; называть производства и производственные процессы; называть современные и перспективные технологии; оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения; оценивать условия и риски применимости технологий с позиций экологических последствий; выявлять экологические проблемы; называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития; характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику. К концу обучения в 8 классе: характеризовать общие принципы управления; анализировать возможности и сферу применения современных технологий; характеризовать технологии получения, преобразования и использования энергии; называть и характеризовать биотехнологии, их применение; характеризовать направления развития и особенности перспективных технологий; предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение; определять проблему, анализировать потребности в продукте; овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. К концу обучения в 9 классе: перечислять и характеризовать виды современных информационнокогнитивных технологий; овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информации в знание; характеризовать культуру предпринимательства, виды предпринимательской деятельности; создавать модели экономической деятельности; разрабатывать бизнес-проект; оценивать эффективность предпринимательской деятельности; характеризовать закономерности технологического развития цивилизации; планировать своѐ профессиональное образование и профессиональную карьеру. Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки материалов» К концу обучения в 5 классе: самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных источников различных видов и реализовывать еѐ в проектной деятельности; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы; использовать средства и инструменты информационнокоммуникационных технологий для решения прикладных учебнопознавательных задач; называть и характеризовать виды бумаги, еѐ свойства, получение и применение; называть народные промыслы по обработке древесины; характеризовать свойства конструкционных материалов; выбирать материалы для изготовления изделий с учѐтом их свойств, технологий обработки, инструментов и приспособлений; называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов; выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание, строгание, сверление) по обработке изделий из древесины с учѐтом еѐ свойств, применять в работе столярные инструменты и приспособления; исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных пород деревьев; К концу обучения в 6 классе: характеризовать свойства конструкционных материалов; называть народные промыслы по обработке металла; называть и характеризовать виды металлов и их сплавов; исследовать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их сплавов; классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование; использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования; обрабатывать металлы и их сплавы слесарным инструментом; К концу обучения в 7 классе: исследовать и анализировать свойства конструкционных материалов; выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии; применять технологии механической обработки конструкционных материалов; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты; выполнять художественное оформление изделий; характеризовать мир профессий, связанных технологиями, их востребованность на рынке труда. с изучаемыми Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника» К концу обучения в 5 классе: классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению; знать основные законы робототехники; называть и характеризовать назначение деталей робототехнического конструктора; характеризовать составные части роботов, датчики в современных робототехнических системах; получить опыт моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора; применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора; владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта. К концу обучения в 6 классе: называть виды транспортных роботов, описывать их назначение; конструировать мобильного робота по схеме; усовершенствовать конструкцию; программировать мобильного робота; управлять мобильными роботами в компьютерно-управляемых средах; называть и характеризовать датчики, использованные при проектировании мобильного робота; уметь осуществлять робототехнические проекты; презентовать изделие. К концу обучения в 7 классе: называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и функции; назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции; использовать датчики и программировать действие учебного робота в зависимости от задач проекта; осуществлять робототехнические проекты, совершенствовать конструкцию, испытывать и презентовать результат проекта. К концу обучения в 8 классе: называть основные законы и принципы теории автоматического управления и регулирования, методы использования в робототехнических системах; реализовывать полный цикл создания робота; конструировать и моделировать робототехнические системы; приводить примеры применения роботов из различных областей материального мира; характеризовать конструкцию беспилотных воздушных судов; описывать сферы их применения; характеризовать возможности роботов, роботехнических систем и направления их применения. К концу обучения в 9 классе: характеризовать автоматизированные и роботизированные производственные линии; анализировать перспективы развития робототехники; характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой, их востребованность на рынке труда; характеризовать принципы работы системы интернет вещей; сферы применения системы интернет вещей в промышленности и быту; реализовывать полный цикл создания робота; конструировать и моделировать робототехнические системы с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем; составлять алгоритмы и программы по управлению робототехническими системами; самостоятельно осуществлять робототехнические проекты. Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение» К концу обучения в 5 классе: называть виды и области применения графической информации; называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертѐж, схема, карта, пиктограмма и другие); называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки); называть и применять чертѐжные инструменты; читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). К концу обучения в 6 классе: знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертѐжных инструментов; знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора; понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты; создавать тексты, рисунки в графическом редакторе. К концу обучения в 7 классе: называть виды конструкторской документации; называть и характеризовать виды графических моделей; выполнять и оформлять сборочный чертѐж; владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков; уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчѐты по чертежам. К концу обучения в 8 классе: использовать программное обеспечение для создания проектной документации; создавать различные виды документов; владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов; выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертѐжных инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения; создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи. К концу обучения в 9 классе: выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертѐжных инструментов и приспособлений и (или) в системе автоматизированного проектирования (САПР); создавать 3D-модели в системе автоматизированного проектирования (САПР); оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР); характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. Предметные результаты освоения содержания моделирование, прототипирование, макетирование» модуля «3D- К концу обучения в 7 классе: называть виды, свойства и назначение моделей; называть виды макетов и их назначение; создавать макеты различных видов, в том числе с использованием программного обеспечения; выполнять развѐртку и соединять фрагменты макета; выполнять сборку деталей макета; разрабатывать графическую документацию; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями макетирования, их востребованность на рынке труда. К концу обучения в 8 классе: разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3Dмоделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания; создавать 3D-модели, используя программное обеспечение; устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования; проводить анализ и модернизацию компьютерной модели; изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер, лазерный гравѐр и другие); модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей; презентовать изделие. К концу обучения в 9 классе: использовать редактор компьютерного трѐхмерного проектирования для создания моделей сложных объектов; изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер, лазерный гравѐр и другие); называть и выполнять этапы аддитивного производства; модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей; называть области применения 3D-моделирования; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями 3D-моделирования, их востребованность на рынке труда. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Технологии вокруг нас 2 1.2 Материалы и сырье в трудовой деятельности человека 4 1.3 Проектирование и проекты 2 Итого по разделу 8 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Введение в графику и черчение 4 2.2 Основные элементы графических изображений и их построение 4 Итого по разделу 8 Раздел 3. Технологии обработки материалов 3.1 Технологии обработки конструкционных материалов. Технология, ее основные составляющие. Бумага и еѐ свойства 8 3.2 Конструкционные материалы и их свойства 4 3.3 Технологии ручной обработки древесины. Виды и характеристики 6 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы электрифицированного инструмента для обработки древесины 3.4 Приемы тонирования и лакирования изделий из древесины. Декорирование древесины 6 3.5 Качество изделия. Подходы к оценке качества изделия из древесины. Мир профессий 8 Итого по разделу 32 Раздел 4. Робототехника 4.1 Введение в робототехнику. Робототехнический конструктор 4 4.2 Конструирование: подвижные и неподвижные соединения, механическая передача 2 4.3 Электронные устройства: двигатель и контроллер, назначение, устройство и функции 2 4.4 Программирование робота 2 4.5 Датчики, их функции и принцип работы 4 4.6 Основы проектной деятельности 6 Итого по разделу 20 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 0 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Модели и моделирование 2 1.2 Машины дома и на производстве. Кинематические схемы 2 1.3 Техническое конструирование 2 1.4 Перспективы развития технологий 2 Итого по разделу 8 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Компьютерная графика. Мир изображений 2 2.2 Компьютерные методы представления графической информации. Графический редактор 4 2.3 Создание печатной продукции в графическом редакторе 2 Итого по разделу 8 Раздел 3. Технологии обработки материалов 3.1 Технологии обработки конструкционных материалов 8 3.2 Способы обработки тонколистового 4 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы металла 3.3 Технологии изготовления изделий из металла 8 3.4 Контроль и оценка качества изделий из металла. Мир профессий 12 Итого по разделу 32 Раздел 4. Робототехника 4.1 Мобильная робототехника 2 4.2 Роботы: конструирование и управление 4 4.3 Датчики. Назначение и функции различных датчиков 4 4.4 Управление движущейся моделью робота в компьютерно-управляемой среде 2 4.5 Программирование управления одним сервомотором 4 4.6 Основы проектной деятельности 4 Итого по разделу 20 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Современные сферы развития производства и технологий 2 1.2 Цифровизация производства 2 1.3 Современные и перспективные технологии 2 1.4 Современный транспорт. История развития транспорта 2 Итого по разделу 8 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Конструкторская документация 2 2.2 Системы автоматизированного проектирования (САПР). Последовательность построения чертежа в САПР 6 Итого по разделу 8 Раздел 3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование 3.1 Модели, моделирование. Макетирование 2 3.2 Создание объѐмных моделей с помощью 4 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы компьютерных программ 3.3 Программа для редактирования готовых моделей. Основные приемы макетирования. Оценка качества макета Итого по разделу 6 12 Раздел 4. Технологии обработки материалов 4.1 Технологии обработки конструкционных материалов 6 4.2 Обработка металлов 6 4.3 Пластмасса и другие современные материалы: свойства, получение и использование 4 4.4 Контроль и оценка качества изделия из конструкционных материалов 4 Итого по разделу 20 Раздел 5. Робототехника 5.1 Промышленные и бытовые роботы 2 5.2 Программирование управления роботизированными моделями 2 5.3 Алгоритмизация и программирование роботов 4 5.4 Программирование управления роботизированными моделями 6 5.5 Основы проектной деятельности. Учебный проект «Групповое взаимодействие роботов» 6 Итого по разделу 20 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Управление производством и технологии 1 1.2 Производство и его виды 1 1.3 Рынок труда. Функции рынка труда. Мир профессий 3 Итого по разделу 5 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Технология построения трехмерных моделей и чертежей в САПР. Создание трехмерной модели в САПР 2 2.2 Технология построения чертежа в САПР на основе трехмерной модели 2 Итого по разделу 4 Раздел 3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование 3.1 Прототипирование. 3D-моделирование как технология создания трехмерных моделей 2 3.2 Прототипирование 2 3.3 Изготовление прототипов с 2 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы использованием технологического оборудования 3.4 Проектирование и изготовление прототипов реальных объектов с помощью 3D-принтера 2 3.5 Изготовление прототипов с использованием технологического оборудования 3 Итого по разделу 11 Раздел 4. Робототехника 4.1 Автоматизация производства 2 4.2 Беспилотные воздушные суда 2 4.3 Подводные робототехнические системы 2 4.4 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 3 4.5 Основы проектной деятельности. Выполнение проекта 3 4.6 Основы проектной деятельности. Подготовка проекта к защите. Мир профессий 2 Итого по разделу 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Предпринимательство. Организация собственного производства 2 1.2 Моделирование экономической деятельности 2 1.3 Технологическое предпринимательство 1 Итого по разделу 5 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Технология построения объѐмных моделей и чертежей в САПР 2 2.2 Способы построения разрезов и сечений в САПР 2 Итого по разделу 4 Раздел 3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование 3.1 Аддитивные технологии. Создание моделей, сложных объектов 7 3.2 Основы проектной деятельности 3 3.3 Профессии, связанные с 3D-технологиями 1 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Итого по разделу 11 Раздел 4. Робототехника 4.1 От робототехники к искусственному интеллекту 1 4.2 Система «Интернет вещей» 2 4.3 Промышленный Интернет вещей 2 4.4 Потребительский Интернет вещей 2 4.5 Основы проектной деятельности 5 4.6 Современные профессии 2 Итого по разделу 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Потребности человека и технологии 1 2 Практическая работа «Изучение свойств вещей» 1 3 Материалы и сырье. Свойства материалов 1 4 Практическая работа «Выбор материалов на основе анализа его свойства» 1 5 Производство и техника. Материальные технологии 1 6 Практическая работа «Анализ технологических операций» 1 7 Когнитивные технологии. Проектирование и проекты 1 8 Мини-проект «Разработка паспорта учебного проекта» 1 9 Основы графической грамоты 1 10 Практическая работа «Чтение графических изображений» 1 11 Графические изображения 1 12 Практическая работа «Выполнение 1 Контрольные работы Практические работы 1 1 1 1 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы эскиза изделия» 13 Основные элементы графических изображений 1 14 Практическая работа «Выполнение чертѐжного шрифта» 1 15 Правила построения чертежей 1 16 Практическая работа «Выполнение чертежа плоской детали (изделия)» 1 17 Технология, ее основные составляющие. Бумага и еѐ свойства 1 18 Практическая работа «Составление технологической карты выполнения изделия из бумаги» 1 19 Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина 1 20 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины» 1 21 Ручной инструмент для обработки древесины, приемы работы 1 22 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины» 1 23 Электрифицированный инструмент для обработки древесины. Приемы работы 1 24 Выполнение проекта «Изделие из древесины» по технологической карте 1 25 Декорирование древесины. Приемы тонирования и лакирования изделий из древесины 1 1 1 1 26 Выполнение проекта «Изделие из древесины» по технологической карте 1 27 Контроль и оценка качества изделий из древесины 1 28 Подготовка проекта «Изделие из древесины» к защите 1 29 Профессии, связанные с производством и обработкой древесины 1 30 Защита проекта «Изделие из древесины» 1 31 Технология обработки конструктивных материалов 1 32 Групповой проект по теме «Технология обработки конструктивных материалов» 1 33 Технология, еѐ основные составляющие. 1 34 Технология, еѐ основные составляющие. 1 35 Бумага и еѐ свойства 1 36 Групповая работа «Бумага и еѐ свойства» 1 37 Изготовление изделий из бумаги 1 38 Практическая работа «Изделия из бумаги» 1 39 Конструкционные материалы. 1 40 Свойства конструкционных материалов. 1 41 Выполнение практической работы «Конструкционные материалы, их свойства» 1 42 Обобщающий урок по теме 1 1 1 «Конструкционные материалы, их свойства» 43 Технологии ручной обработки древесины. 1 44 Технологии ручной обработки древесины. 1 45 Виды ручной обработки древесины 1 46 Характеристики ручной обработки древесины 1 47 Оценка качества изготовления проектного изделия из древесины 1 48 Защита проекта «Изделие из древесины» 1 49 Робототехника, сферы применения 1 50 Практическая работа Практическая работа «Мой робот-помощник» 1 51 Конструирование робототехнической модели 1 52 Практическая работа «Сортировка деталей конструктора» 1 53 Механическая передача, еѐ виды 1 54 Практическая работа «Сборка модели с ременной или зубчатой передачей» 1 55 Электронные устройства: электродвигатель и контроллер 1 56 Практическая работа «Подключение мотора к контроллеру, управление вращением» 1 1 1 1 1 57 Алгоритмы. Роботы как исполнители 1 58 Практическая работа «Сборка модели робота, программирование мотора» 1 59 Датчик нажатия 1 60 Практическая работа «Сборка модели робота, программирование датчика нажатия» 1 61 Создание кодов программ для двух датчиков нажатия 1 62 Практическая работа «Программирование модели робота с двумя датчиками нажатия» 1 63 Групповой творческий (учебный) проект «Робот-помощник» 1 64 Определение этапов группового проекта 1 65 Оценка качества модели робота 1 66 Подготовка проекта «Робот-помощник» к защите 1 67 Испытание модели робота 1 68 Защита проекта «Робот-помощник» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 1 1 0 17 6 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Модели и моделирование, виды моделей 1 2 Практическая работа «Описание/характеристика модели технического устройства» 1 3 Машины и механизмы. Кинематические схемы 1 4 Практическая работа «Чтение кинематических схем машин и механизмов» 1 5 Техническое конструирование. Конструкторская документация 1 6 Практическая работа «Выполнение эскиза модели технического устройства или машины» 1 7 Информационные технологии. Будущее техники и технологий. Перспективные технологии 1 8 Практическая работа «Составление перечня технологий, их описания, перспектив развития» 1 9 Чертеж. Геометрическое черчение 1 Контрольные работы Практические работы 1 1 1 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 10 Практическая работа «Выполнение простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений» 1 11 Визуализация информации с помощью средств компьютерной графики 1 12 Практическая работа «Построение блок-схемы с помощью графических объектов» 1 13 Инструменты графического редактора 1 14 Практическая работа «Построение фигур в графическом редакторе» 1 15 Печатная продукция как результат компьютерной графики 1 16 Практическая работа «Создание печатной продукции в графическом редакторе» 1 17 Металлы. Получение, свойства металлов 1 18 Практическая работа «Свойства металлов и сплавов» 1 19 Рабочее место и инструменты для обработки. Операции разметка и правка тонколистового металла 1 20 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла» 1 21 Операции: резание, гибка тонколистового металла 1 1 1 1 1 22 Выполнение проекта «Изделие из металла» 1 23 Сверление отверстий в заготовках из металла 1 24 Выполнение проекта «Изделие из металла» 1 25 Соединение металлических деталей в изделии с помощью заклѐпок 1 26 Выполнение проекта «Изделие из металла» 1 27 Качество изделия 1 28 Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла 1 29 Профессии, связанные с производством и обработкой металлов 1 30 Защита проекта «Изделие из металла» 1 31 Конструкционные материалы 1 32 Технологии обработки конструкционных материалов 1 33 Технологии обработки конструкционных материалов 1 34 Групповой проект по теме «Технологии обработки конструкционных материалов» 1 35 Защита проекта по теме «Технологии обработки конструкционных материалов» 1 36 Защита проекта по теме «Технологии 1 обработки конструкционных материалов» 37 Тонколистовой металл 1 38 Практическая работа «Способы обработки тонколистового металла» 1 39 Выполнение проекта «Изделие из тонколистового металла» 1 40 Контрольная работа «Обработка тонколистового металла» 1 41 Технология изготовления изделий из металла 1 42 Контроль и оценка качества изделий из металла 1 43 Мир профессий 1 44 Профессии, связанные с обработкой металла 1 45 Металлург, сталевар, прокатчик. Характеристика профессий. 1 46 Токарь, фрезеровщик, кузнец. Характеристика профессий. 1 47 Литейщик, сварщик, шлифовщик. Характеристика профессий. 1 48 Слесарь по ремонту оборудования, слесарь-инструментальщик.. Характеристика профессий. 1 49 Классификация роботов. Транспортные роботы 1 50 Практическая работа «Характеристика 1 1 1 транспортного робота» 51 Простые модели роботов с элементами управления 1 52 Практическая работа «Конструирование робота. Программирование поворотов робота» 1 53 Роботы на колѐсном ходу 1 54 Практическая работа «Сборка робота и программирование нескольких светодиодов» 1 55 Датчики расстояния, назначение и функции 1 56 Практическая работа «Программирование работы датчика расстояния» 1 57 Датчики линии, назначение и функции 1 58 Практическая работа «Программирование работы датчика линии» 1 59 Программирование моделей роботов в компьютерно-управляемой среде 1 60 Практическая работа «Программирование модели транспортного робота» 1 61 Сервомотор, назначение, применение в моделях роботов 1 62 Практическая работа «Управление несколькими сервомоторами» 1 1 1 1 1 63 Движение модели транспортного робота 1 64 Практическая работа «Проведение испытания, анализ разработанных программ» 1 65 Основы проектной деятельности 1 66 Групповой учебный проект по робототехнике 1 67 Испытание модели робота 1 68 Защита проекта по робототехнике 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 0 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Промышленная эстетика. Дизайн 1 2 Практическая работа «Разработка дизайн-проекта изделия на основе мотивов народных промыслов (по выбору)» 1 3 Цифровые технологии на производстве. Управление производством 1 4 Практическая работа «Применение цифровых технологий на производстве (по выбору)» 1 5 Современные материалы. Композитные материалы 1 6 Практическая работа «Составление перечня композитных материалов и их свойств» 1 7 Современный транспорт и перспективы его развития 1 8 Практическая работа «Анализ транспортного потока в населенном пункте (по выбору)» 1 9 Конструкторская документация 1 Контрольные работы Практические работы 1 1 1 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Сборочный чертеж 10 Практическая работа «Чтение сборочного чертежа» 1 11 Системы автоматизированного проектирования (САПР) 1 12 Практическая работа «Создание чертежа в САПР» 1 13 Построение геометрических фигур в САПР 1 14 Практическая работа «Построение геометрических фигур в чертежном редакторе» 1 15 Построение чертежа детали в САПР 1 16 Практическая работа «Выполнение чертежа деталей из сортового проката» 1 17 Макетирование. Типы макетов 1 18 Практическая работа «Выполнение эскиза макета (по выбору)» 1 19 Развертка макета. Разработка графической документации 1 20 Практическая работа «Черчение развертки» 1 21 Объемные модели. Инструменты создания трехмерных моделей 1 22 Практическая работа «Создание объемной модели макета, развертки» 1 23 Редактирование модели. Выполнение развѐртки в программе 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Практическая работа «Редактирование чертежа модели» 1 25 Основные приемы макетирования 1 26 Практическая работа «Сборка деталей макета» 1 27 Сборка бумажного макета 1 28 Практическая работа «Сборка деталей макета» 1 29 Конструкционные материалы древесина, металл, композитные материалы, пластмассы 1 30 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 31 Технологии обработки древесины 1 32 Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 33 Технологии обработки металлов 1 34 Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 35 Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 36 Технологии обработки пластмассы, других материалов 1 37 Технологии обработки пластмассы, 1 1 1 других материалов 38 Технологии обработки и декорирования пластмассы, других материалов. 1 39 Технологии обработки и декорирования пластмассы, других материалов 1 40 Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 41 Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 42 Оценка качества изделия из конструкционных материалов 1 43 Оценка качества изделия из конструкционных материалов 1 44 Подготовка проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» к защите 1 45 Подготовка проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» к защите 1 46 Защита проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 47 Защита проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» 1 48 Защита проекта «Изделие из 1 конструкционных и поделочных материалов» 49 Промышленные роботы, их классификация, назначение, использование 1 50 Практическая работа «Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования» 1 51 Конструирование моделей роботов. Управление роботами 1 52 Практическая работа «Составление цепочки команд» 1 53 Алгоритмическая структура «Цикл» 1 54 Практическая работа «Составление цепочки команд» 1 55 Алгоритмическая структура «Ветвление» 1 56 Практическая работа: «Применение основных алгоритмических структур. Контроль движения при помощи датчиков» 1 57 Генерация голосовых команд 1 58 Практическая работа: «Программирование дополнительных механизмов» 1 59 Дистанционное управление 1 60 Практическая работа: «Программирование пульта 1 1 1 1 1 1 дистанционного управления. Дистанционное управление роботами» 61 Взаимодействие нескольких роботов 1 62 Практическая работа: «Программирование группы роботов для совместной работы. Выполнение общей задачи» 1 63 Учебный проект по робототехнике 1 64 Выполнение проекта «Взаимодействие группы роботов» 1 65 Учебный проект по робототехнике 1 66 Выполнение проекта «Взаимодействие группы роботов» 1 67 Учебный проект по робототехнике 1 68 Защита проекта «Взаимодействие группы роботов» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 0 19 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Управление в экономике и производстве 1 2 Инновационные предприятия 1 3 Рынок труда. Трудовые ресурсы 1 4 Мир профессий. Выбор профессии 1 5 Защита проекта «Мир профессий» 1 6 Технология построения трехмерных моделей в САПР 1 7 Практическая работа «Создание трехмерной модели в САПР» 1 8 Построение чертежа в САПР 1 9 Практическая работа «Построение чертежа на основе трехмерной модели» 1 10 Прототипирование. Сферы применения 1 11 Технологии создания визуальных моделей 1 12 Виды прототипов. Технология 3Dпечати 1 13 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Прототип изделия 1 Контрольные работы Практические работы 1 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы из пластмассы 14 Классификация 3D-принтеров. Выполнение проекта 1 15 3D-сканер, устройство, использование для создания прототипов. Выполнение проекта 1 16 Настройка 3D-принтера и печать прототипа. Выполнение проекта 1 17 Настройка 3D-принтера и печать прототипа. Выполнение проекта 1 18 Контроль качества и постобработка распечатанных деталей 1 19 Подготовка проекта «Прототип изделия из пластмассы» к защите 1 20 Защита проекта по теме «Прототип изделия из пластмассы (других материалов по выбору)» 1 21 Автоматизация производства 1 22 Практическая работа «Робототехника. Автоматизация в промышленности и быту (по выбору). Идеи для проекта 1 23 Беспилотные воздушные суда 1 24 Конструкция беспилотного воздушного судна 1 25 Подводные робототехнические системы 1 26 Подводные робототехнические системы 1 1 27 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 1 28 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 1 29 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 1 30 Основы проектной деятельности. Выполнение проекта 1 31 Основы проектной деятельности. Выполнение проекта 1 32 Основы проектной деятельности. Выполнение проекта 1 33 Основы проектной деятельности. Подготовка проекта к защите 1 34 Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. Мир профессий в робототехнике 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС 9 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Предприниматель и предпринимательство 1 2 Предпринимательская деятельность 1 3 Модель реализации бизнес-идеи 1 4 Бизнес-план. Этапы разработки бизнеспроекта 1 5 Технологическое предпринимательство 1 6 Технология создания объемных моделей в САПР 1 7 Практическая работа «Выполнение трехмерной объемной модели изделия в САПР» 1 8 Построение чертежей с использованием разрезов и сечений в САПР 1 9 Построение чертежей с использованием разрезов и сечений в САПР 1 10 Аддитивные технологии 1 11 Аддитивные технологии. Области применения трѐхмерной печати 1 12 Создание моделей, сложных объектов 1 Контрольные работы Практические работы 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 13 Создание моделей, сложных объектов 1 14 Создание моделей, сложных объектов 1 15 Этапы аддитивного производства 1 16 Этапы аддитивного производства. Подготовка к печати. Печать 3D-модели 1 17 Основы проектной деятельности. Разработка проекта 1 18 Основы проектной деятельности. Подготовка проекта к защите 1 19 Основы проектной деятельности. Защита проекта 1 20 Профессии, связанные с 3Dтехнологиями в современном производстве 1 21 От робототехники к искусственному интеллекту 1 22 Система «Интернет вещей». Классификация Интернета вещей. 1 23 Система «Интернет вещей». Практическая работа «Создание системы умного освещения» 1 24 Промышленный Интернет вещей 1 25 Промышленный Интернет вещей. Практическая работа «Система умного полива» 1 26 Потребительский Интернет вещей 1 27 Потребительский Интернет вещей. Практическая работа «Модель системы 1 1 1 безопасности в Умном доме» 28 Основы проектной деятельности 1 29 Основы проектной деятельности. Разработка проекта 1 30 Основы проектной деятельности. Разработка проекта 1 31 Основы проектной деятельности. Подготовка проекта к защите 1 32 Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта 1 33 Современные профессии в области робототехники 1 34 Профессии, связанные с Интернетом вещей, технологиями виртуальной реальности 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Технология, 8-9 классы/ Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология, 8-9 классы/ Тищенко А.Т., Синица Н.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология. Технологии обработки материалов, пищевых продуктов, 79 классы/ Бешенков С.А., Шутикова М.И., Неустроев С.С., Миндзаева Э.В., Лабутин В.Б., Филиппов В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология. Робототехника на платформе Arduino, 9 класс/ Копосов Д.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Методическое пособие к учебникам "Технология", 5-9 классы. Авторы В.М. Казакевич, Г.В. Пичугин, Г.Ю. Семенова МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Технология. 5–9 классы. Методическое пособие 7136 авторы: Казакевич Владимир Михайлович, Молева Галина Аркадьевна Источник: https://rosuchebnik.ru/material/tehnologiya-5-9-klassymetodicheskoe-posobie/? utm_source=yandex.ru utm_medium=organic utm_campaign=yandex.ru utm_referrer=yandex.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ nsportal.ru https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ http://www.openclass.ru http://metodsovet.su https://www.gto.ru/norms