ПРИ Н ЯТО УТВЕРЖ ДЕНО П едагогическим советом при казом ди ректора М БОУ СОШ № 8 М БОУ СОШ № 8 п р о т о к о л № 5 о т 1 2 .0 2 .2 0 1 9 г. о т 1 2 .0 2 .2 0 1 9 г. № 5 7 Положение о социально - психологической службе МБОУ СОШ № 8 1. Общие положения 1.1. П о л о ж е н и е о социально - п си хологи ческой служ бе (д а л е е - СПС) р азр аб о тан о в со о тветстви и с К он вен ц и ей о п р авах р еб ён ка, Ф ед еральн ы м з а к о н о м о т 2 4 и ю л я 1 9 9 8 г. № 1 2 4 - Ф З « О б о с н о в н ы х г а р а н т и я х п р а в р е б ё н к а в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и » , Ф е д е р а л ь н ы м з а к о н о м о т 2 4 .0 6 .1 9 9 9 г о д а № 1 2 0 Ф З «О б о сн о вах си стем ы проф и лактики , безн ад зо рн о сти и правон аруш ен и й н е с о в е р ш е н н о л е т н и х » , Ф е д е р а л ь н ы м з а к о н о м о т 2 9 .1 2 .2 0 1 2 г. № 2 7 3 - Ф З « О б о б р а з о в а н и и в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и » , У с т а в о м М Б О У С О Ш № 8. 1.2. Н астоящ ее полож ение регули рует деятельность социально п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б ы в М Б О У С О Ш № 8. С о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к а я служ ба является одним из структурны х ком понентов целостной о бразовательн ой деятельности ш колы , которы й обеспечивает си стем ы социально п си хологи ческое соп ровож д ен и е образовательн ого п роц есса. 1.3. П о л о ж е н и е п р и н я т о с у ч е т о м м н е н и я р о д и т е л е й , п р о т о к о л з а с е д а н и я о б щ е ш к о л ь н о г о р о д и т е л ь с к о г о к о м и т е т а о т 31 я н в а р я 2 0 1 9 г о д а № 1. 2. Цели и задачи социально - психологической службы 2 .1 . Ц елью деятельности социально - п си хологи ческой служ бы является личн остн ая и социальная адап тац ия детей и подростков в процессе обучения в и н ди ви дуали зац и и способствую щ их ш коле, и со ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч ес к о е гум ан и зац и и педагоги ческого л и ч н о стн о м у р азви ти ю , обеспечение проц есса, сам оразви тию и соц и али зац и и ребен ка, 2 .2 . З а д а ч а м и д е я т е л ь н о с т и с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к о й с л у ж б ы я в л я ю т с я : - о б е с п еч е н и е с о ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч е с к и х у с л о в и й д л я у с п е ш н о го о б у ч ен и я и р азви ти я л и ч н о сти становления; ребенка, ее соц и али зац и и и п роф ессион ального - о су щ еств л ен и е п р о ф и л а к т и к и в о зн и к н о в е н и я с о ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч е с к о й д езад ап тац и и , со зд ан и е п равового п р о стр ан ства ш колы ; - адекватное определение проблем ы о р и ен ти р о в к а в н ей р еб ён к а, его сем ьи ; обучаю щ егося и правильн ая - о б есп еч ен и е у сл о в и й д л я р еш ен и я п р о б л ем ы о б у ч аю щ его ся и его сем ьи , создани е у сл о ви й для защ и ты п одростка от вли ян и я агр есси вн о й соци альной среды ; - по м ощ ь сем ье в со зд ан и и у п о д р о стка м о ти вац и и к учен и ю ; сохран ен и е у чеб н ого п о тен ц и ал а и п о тен ц и ала разви ти я у ч ащ его ся; о б есп еч ен и е всех участников образовательного процесса склонностях и способностях ребёнка; - осущ ествление социальной оп еки инф орм ацией и защ и ты о прав естественны х и интересов н есоверш ен н олетн и х, которы е находятся в тр у д н о й ж и зн ен н о й ситуации ; изучен и е деятельности, со ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч ес к и х проблем воспитательной стиля руководства у ч е б н о -в о с п и т а т ел ь н ы м процессом , вы явлен ие о ш и б ок с целью предотвращ ен и я их н егати вн ого ж и зн ед еятел ьн о сть о б разовательн ого учреж д ен и я; - содействие укреплению взаим оп они м ания и влияния на взаим одей стви я м еж ду субъектам и о б р азо вател ьн о го процесса; - содей стви е р азви ти ю и н д и ви д уал ьн ы х и н тер есов и п отр еб н о стей детей , с п о с о б ст в у ю щ и х и х н р ав с тв е н н о м у с тан о в л е н и ю , к а к с о ц и а л ь н о -зн а ч и м о й личности; содей ствие в проф ессиональной ориен таци и детей и м олодеж и; - вн е д р е н и е в д е я т е л ь н о с т ь ш ко л ы п с и х о л о го -п е д а го ги ч ес к и х т е х н о л о ги й п о обучению и восп итан ию учащ ихся с трудн остям и ш кольн ой и личностной адап тац ии ; - оказан и е кон сультати вн о й пом ощ и ребен ку, его ро д и телям или лиц ам , их зам ен яю щ и х, и п ед аго гам по р азр еш ен и ю к о н ф л и к тн ы х си ту ац и й в сем ей н ой и ш кольн ой среде; - проведение к о н с у л ь та т и в н о -п р о с в е т и т е л ь с к о й работы среди учащ ихся, п е д а го ги ч е с к и х р а б о т н и к о в , р о д и т е л е й (зак о н н ы х п р е д с тав и те л е й ); - кон сультац ии по правовы м вопросам и други е ви ды ю ри ди ческой пом ощ и по воп росам , связан н ы м с охран ой пси хи ческого зд о ро вья детей; 3. 3 .1 . Принципы деятельности социально - психологической службы П ринцип взаи м одей стви я, заклю чаю щ и й ся в целенаправленном и постоян н ом со тр у д н и ч естве сп ец и али стов С П С с д р у ги м и п ед агоги чески м и р а б о тн и к а м и ш к о л ы п о р а зр е ш е н и ю с о ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч е с к и х п р о б л ем , конф ликтны х ситуаций образовательн ом и созд ан и ю учреж дении, л и ч н о стн о -о р и е н ти р о в ан н о й налаж иванию связей и деятельности со всем и социальны м и институтам и, вопросам и соц и али зац и и учащ ей ся м олодеж и; 3 .2 . л и ч н о с т н о -о р и е н т и р о в а н н ы й вы сш ей социальной цен ностью . подход - П ринятие п ри зн ан и е его среды в координации зан им аю щ им и ся личности таким , какой ребенка он есть, о тсу тстви е п о п ы тк и п ер ед ел ать его, у м ен и е вл и ять н а его р азв и ти е, о п и р аясь на совокуп н ость зн ан и й вообщ е и о дан н ом человеке в частн ости; 3 .3 . п о з и т и в н о е в о с п р и я т и е л и ч н о с т и , о з н а ч а ю щ е е п о и с к в к а ж д о й л и ч н о с т и полож ительны х качеств, опираясь на которы е возм ож н о ф орм ирование др уги х более зн ач и м ы х свой ств личн ости , о сн о вы вается н а оп ти м и зм е и вере в возм ож н ости и сп о соб н ости личности; 3 .4 , конф иденциальность, откры тости, предусм атриваю щ ая уверенности в надеж ности сохранении проф ессиональной отнош ений м еж ду тайн ы . работникам и установление получаем ой П редполагает отнош ений инф орм ации и конф иденциальность с о ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч ес к о й служ бы и у ч а щ и м и с я , р о д и т е л я м и (з а к о н н ы м и п р е д с т а в и т е л я м и ) , п е д а г о г а м и . 4. Основные направления деятельности социального педагога 4 .1 . П р о с в е т и т е л ь с к а я и п р о ф и л а к т и ч е с к а я : - ф орм и рован и е у у ч ащ и х ся устан овки н а п о зи ти вн у ю ж изн едеятельн ость, обучение п ри ем ам бескон ф ли ктн ой ком м уникации; - содействие ф орм ированию реш ен ий; - анализ п си хологи чески х м икросоциум а, круга способностей к сам остоятельн ом у принятию и общ ения, во зрастн ы х условий особенностей ж изн и с целью детей, их проф илактики разн ого р о д а п ро б л ем со ц и али зац и и учащ ихся; - п о д д е р ж к а р а з в и т и я у ч а щ и х с я в р а з л и ч н ы х с о ц и о к у л ь т у р н ы х с р е д а х (с е м ь я , к л а сс, ш к о л а , к р у г о б щ е н и я ); - о р га н и за ц и я со ц и а л ь н о -зн а ч и м о й д е я т е л ь н о ст и у ч а щ и х с я . 4 .2 . Д и а г н о с т и ч е с к а я : - анализ п си хологи чески х и во зрастн ы х особенностей детей, их м и к р о с о ц и у м а , к р у г а о б щ е н и я , у с л о в и й ж и зн и с ц е л ь ю в ы я в л е н и я “т р у д н ы х ” подростков; - вы явление личности полож ительны х учащ егося, его и отрицательны х пси хологи чески х и ф акторов соц и али зац и и м едицинских п роб лем (с о в м е с т н о с п с и х о л о го м и м е д р а б о т н и к о м ); - д и агн ости ка сем ей с целью вы явления н еб лагоп олучи я для обеспечения защ и ты и н тер есо в д етей ; - исследование по социальном у составу сем ей учащ ихся (с о с т а в л е н и е с о ц и а л ь н о го п а с п о р т а ); - ди агн ости ка учени ческого коллек ти ва (с о с т о я н и е , интересы , рейтинг п р ед м ет о в , п о т р е б н о с т и , п ер с п е к т и в ы ); - соц и альн ая д и агн о сти к а п ед агоги ческого коллектива. 4 .3 . К о р р е к ц и о н н а я : - оказан и е соц и альн ой “т р у д н ы м ” п о д р о с т к а м ; пом ощ и нуж даю щ им ся в ней детям , в основном - соци альная защ и та и поддерж ка учащ ихся в р азли чн ы х социокультурны х средах, п р ео д о лен и е соц и альн ой дезадап тац и и у чащ и хся; - социальная роди телей . защ и та 4 .4 . К о н с у л ь т а т и в н а я : д е т е й -с и р о т и детей, оставш ихся без п оп ечен ия - консультации родителей учащ им ся; по учащ ихся вопросам (и н д и в и д у ал ь н ы е, соци ального г р у п п о в ы е ), разви ти я, п ед аго гов , социальной пом ощ ь - консультации учащ и хся по вопросам п роф ессион ального сам оопределения. 5. Основные направления деятельности психолога 5 .1 . П р о с в е т и т е л ь с к а я и п с и х о п р о ф и л а к т и ч е с к а я р а б о т а : - ф о р м и р о ван и е у п ед аго го в, детей , р о д и тел ей и ли ли ц , и х зам ен яю щ и х, общ ей п си х ол оги ч еско й культуры , ж елан и я и сп о льзовать п си хологи чески е зн ан и я в р аб о те с д етьм и или в ин тересах со б ств ен н о го р азви ти я; - п од готовка со вм естн о с соц и альн ы м п ед агогом п р о гр ам м и н ди ви дуальн ой работы с у чащ и м и ся, которы е в этом нуж даю тся; - в ы р аб о тк а р ек о м е н д ац и й дл я со зд ан и я б л а го п р и я тн о го п си х о л о ги ч ес к о го м и крокли м ата в ш коле через оп ти м и зац и ю ф орм общ ен и я п ед агога с детьм и , п ед агогов с кол легам и и роди телям и , ко н сульти ро ван и е раб о тн и ко в ш колы по ш и роком у кругу п роблем ; - п о д го то вка м атер и ал о в к п роведен и ю м ероп ри яти й р о д и тельск о го всеобуча. 5 .2 . П с и х о д и а г н о с т и ч е с к а я р а б о т а : - п с и х о л о го -п е д а го ги ч ес к о е и ссл ед о в ан и е у ч а щ и х с я н а п р о т я ж е н и и всего п ери ода ш ко л ьн о го возраста, вы явлен ие и н д и ви д уал ьн ы х о собен н остей и п о тен ц и ал ь н ы х в о зм о ж н о стей и х р азв и ти я; - пси хологи ческое обследован и е учащ ихся с целью определения хода их п си хо л о ги ч еско го разви ти я, соо тветстви я р азви ти я во зр астн ы м норм ам ; - и зучен и е п си хологи чески х особенностей учащ ихся, их и н тересов, способностей и склон н остей с целью ранн ей ди агн ости ки . К он сульти рован и е по вопросам ин ди ви дуального подхода к каж дом у ребенку, помощ и в п роф есси он альн ом и ж и зн ен н ом сам оопределени и; - ди агн о сти ка п си хологи чески х причин отклонен ий в ин теллектуальн ом и л и ч н о стн о м р азв и ти и д етей разн ого возраста, п р и ч и н н ар у ш ен и я п оведен ия, уровн я овладен и я н еоб ход и м ы м и н авы кам и и у м ен и ям и ; - ди агн ости ка общ ения детей с взрослы м и и сверстникам и, вы явлен ие п си х о л о ги ч ески х п ри чи н н аруш ен ия общ ен ия. 5 .3 . П с и х о к о р р е к ц и о н н а я р а б о т а : - акти вн ое во зд ей стви е п ракти ческого п си х о л о га н а п р о ц есс ф орм ирован и я ли чн ости реб ен ка. О со б о е м есто в дан н ом н ап р авл ен и и зан и м ает р аб о та по п р ео д о л ен и ю о т к л о н е н и й в р азв и ти и , н ар у ш ен и й в о б щ ен и и и п о в ед ен и и детей и подростков; - разр аб о тка и осу щ ествл ен и е програм м , н ап р авл ен н ы х н а ф орм ирован и е ли ч н о сти с у ч ето м зад ач р азв и ти я р еб ен к а н а каж д о м во зр астн о м этапе; - разр аб о тка и осущ ествление програм м коррекции, направленны х на у стр ан ен и е о тк л о н е н и й в п си х и ч еск о м р азв и ти и . 5 .4 . К о н с у л ь т а т и в н а я р а б о т а : консультирование адм инистрации, педагогов, родителей, зам ен яю щ и х по п р о б л ем ам обучен и я и восп и тан и я детей ; лиц, их - кон сульти рован ие детей , родителей, лиц, их зам ен яю щ и х по вопросам вы бора уч еб н о го заведен и я и програм м ы обучен и я при п оступ лен и и в ш колу, п ри п ер ех о д е с о д н о й сту п ен и н а дру гу ю ; - проведение индивидуальны х проблем ам обучения, р азв и ти я, сам овоспитания и другим . и групповы х общ ения консультаций детей со детей по сверстникам и, 6. Сотрудники социально - психологической службы имеют право 6 .1 . П риним ать к о н с и л и у м а х , и т .д . участие в педсоветах, п си х о л о го -п е д а го ги ч ес к и х 6 .2 . П о с е щ а т ь у р о к и , в н е к л а с с н ы е и в н е ш к о л ь н ы е м е р о п р и я т и я с ц е л ь ю п роведения наблю ден и й за поведен ием и деятельн остью учащ ихся. 6 .3 . З н а к о м и т ь с я с н е о б х о д и м о й д л я р а б о т ы п е д а г о г и ч е с к о й д о к у м е н т а ц и е й . 6 .4 . П р о в о д и т ь в ш к о л е п л а н о в ы е г р у п п о в ы е и и н д и в и д у а л ь н ы е с о ц и а л ь н ы е и п си х о л о ги ч еск и е и ссл ед о в ан и я и п о зад ан и ю вы ш есто я щ и х ор ган ов. 6 .5 . В ы с т у п а т ь с о б о б щ е н и е м п о п у л яр н ы х и зд ан и ях. оп ы та своей р аб о ты в н аучн ы х и научн о- 7. Заключительные положения 7 .1 . Н а с т о я щ е е П о л о ж е н и е в с т у п а е т в с и л у с м о м е н т а у т в е р ж д е н и я . 7 .2 . И з м е н е н и я в настоящ ее полож ение вносятся ди ректором п ред лож ен и ю со ц и альн о - п си хологи ческой служ бы . ш колы по Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)