МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Русский язык» Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования (далее - ФАОП ООО, для обучающихся с ЗПР) и реализуется в текущем учебном году в 9 классе. Этот учебный предмет обозначен в обязательной части учебного плана. Данная рабочая программа является частью содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (далее - АООП ООО). Адаптированная рабочая программа разработана учителем Ермаченко Е.М. в соответствии с ФГОС ООО и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МБОУ СОШ № 8 по данному предмету с учетом рабочей программы воспитания. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью АООП ООО, определяющей: - содержание учебного предмета; - планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (далее – ЭОР/ЦОР). Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением педагогического совета и утверждена директором МБОУ СОШ № 8. Дата 31.08 2023г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Департамент муниципальных учреждений Администрации Красновишерского ГО МБОУ СОШ № 8 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 8 протокол № 1 от 30 августа 2023 г. приказом директора МБОУ СОШ № 8 № 245 от 31 августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 9 Д класса Учитель: Ермаченко Е.М. г. Красновишерск 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание тем учебного курса « Русский язык» в 9 классе 1. Повторение изученного в 5-8 классах. 2. Сложное предложение. 3. Сложносочиненное предложение. Строение сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. 4. Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненного предложения. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, знаки препинания в предложениях такого типа. 5. Бессоюзное сложное предложение. Значение бессоюзных сложных предложений. Смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. 6. Сложные предложения с различными видами связи. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот, объяснить различие их строения 7. Систематизация изученного о языке, речи и правописании в 5-9 классах. Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Грамматика и орфография. Морфемика. Словообразование. Морфология. Развитие речи. 1. Изложение. 2. Сочинение (в формате ГИА). Требования к уровню подготовка учащихся Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка; По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения; По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своѐм тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет. Тематическое планирование Количество часов: Всего____102______ в неделю_____3______ Плановых контрольных работ ___5_____ Развитие речи: 13 Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А,Д.Дейкина и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 8-е изд. М.: Просвещение, 2011. № п/п Тема урока Тип урока Виды учебной деятельности. Планируемые результаты освоения материала Работа с текстом: определяют тему, основную мысль, членят текст на абзацы, анализируют языковые срества. Создают собственные тексты по заданной теме. Анализируют предложенные схемы: выявляют две формы языка и их основные признаки. Редактируют фрагмент устного ответа на материале учебника. Создают собственный текст - рассуждение по заданной теме. Осознание роли русского языка в современном мире. Активизируют знания по теме: определяют стиль в соответствии в соотнесении со сферой общения, соотносят стили и жанры – заполняют таблицу, анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, определяют стиль текста и аргументируют: выявляют признаки стиля. Активизируют знания по теме: основные характеристики простого предложения. Выделяют грамм. основы предл., определяют типы сказуемых, виды односост. предложений, различают предложения односост. и двусост. Знание функциональных стилей языка. 1. Международное значение русского языка. Урок усвоения новых знаний 2. Повторение изученного в 5 – 8 классах Р\Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Урок развития речи. Р\Р. Стили языка. Урок развития речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Повторительн ообобщающий уроки 3. 4. 5. 6. 7. 8. Развитие устной и письменной речи. Знание признаков простого пр., видов простых предложений. 9. 10. 11. 12. 13. Предложения с обособленными членами. Активизируют знания по теме. Находят обособленные члены предложения, определяют их разновидность. Обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в соответствии с пункт. правилами. Знание правил постановки запятой при обобщающих членах. Работа с учебником. Повторяют изученный материал по опорным схемам. Вставляют подходящие обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков препинания. Находят нужные конструкции в научно – популярном тексте Знание особенности пунктуации в предложениях с обращением и вводными словами. Диктант, грамматическое задание (фонетический, морфологический, морфемный, синтаксический разборы) Умение записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Практикум по написанию изложения Практикум по написанию сочинения (творческая часть). Обращения, вводные слова и вставные конструкции. 14. 15. Практикум по орфографии. 16. Практикум по орфографии. 17. К\Р Контрольная работа. 18. 19. Работа над ошибками. Сложное предложение. Культура реч Понятие о сложном предложении. 20. 21. Союзные и бессоюзные предложения. Урок контроля. Урок Определяют тип предложения по количеству усвоения грамматических основ, находят грамматические новых знаний. основы в предложениях. Актуализируют знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют интонационный рисунок предложения. Указывают устаревшие слова в текстах, актуализируя знания из области лексики. Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы, определяют тип сказуемых. Расширяют знания о видах сложного предложения и особенностях их образования. Анализируют предложения, распределяя их по группам. Уметь находить в тексте сложные предложения, составлять схемы. 22. Интонация сложного предложения. 23. 24. Р\Р Практикум по написанию изложения 25. 26. 27. 28. Практикум по написанию сочинения (творческая часть). Сложносочинѐнные предложения Понятие о сложносочинѐнном предложении. Смысловые отношения в сложносочинѐнных предложениях. ССП с соединительными союзами. ССП с разделительными союзами. ССП с противительными Записывают тексты, подчѐркивая грамматические основы предложений, классифицируют сложные предложения по принципу наличия или отсутствия союза, определяют местонахождение и роль союзов. Анализируют предложения с прямой речью в диалоге, составляя схемы этих предложений. Составляют сложные предложения с использованием пар слов, значение которых необходимо уточнить в словаре. Урок Расширяют знания об особенностях интонации усвоения сложных предложений. Разграничивают предложения новых знаний. с точки зрения интонационного рисунка, получаемого при образовании сложного предложения с союзом и без него. Урок Определяют структуру сложносочинѐнного усвоения предложения. Повторяют роль сочинительных союзов новых знаний. в предложении. Составляют таблицу. Составляют несколько сложных предложений из двух простых. Объясняют выбор союзов для связи простых предложений в сложном. Определяют, что делает различным понимание смысла в сложносочинѐнных предложениях. Рассматривают схему. Подготавливают устное сообщение на заданную тему. Записывают текст, обозначая грамматические основы и указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определяют, каковы смысловые отношения частей. Урок Записывают предложения, расставляя пропущенные усвоения знаки препинания. Указывают смысловые отношения знаний между простыми предложениями в сложносочинѐнных. Составляют схемы предложений. Уметь определять функции знаков препинания. Уметь отличать ССП от простых предложений с однородными членами. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП. союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Комбинирова нный урок. 31. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Комбинирова нный урок 32. 33. Обобщение по теме «Сложносочинѐнные предложения» Повторительн о– обобщающий урок 34. К\Р Контрольная работа по теме «Сложносочинѐнные предложения» Урок контроля 35. 36. 37. 38. Работа над ошибками. Практикум по орфографии. Практикум по орфографии. Р\Р Практикум по написанию изложения. 29. 30. Объясняют, как отличить простое предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединѐнными союзом, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. Составляют схемы предложений. Указывают союзы в сложносочинѐнных предложениях и объясняют смысловые отношения частей Производят синтаксический разбор сложносочинѐнных предложений. Производят устный и письменный пунктуационные разборы предложений. Записывают предложение и выполняют его полный синтаксический разбор. Отвечают на контрольные вопросы. Выписывают из книг, газет, журналов сложносочинѐнные предложения с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями. Выполняют синтаксический разбор сложносочинѐнного предложения. Объясняют постановку тире в предложениях. Записывают текст, подчѐркивают грамматические основы в сложных предложениях. Читают отрывок из произведения художественной литературы. Определяют, какие виды сложных предложений употребил писатель. Выписывают сложносочинѐнные предложения и выполняют их синтаксический разбор. Диктант с грамматическим заданием. Уметь расставлять знаки препинания в ССП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП предложений. Повторить и обобщить знания по ССП, отработать навыки пунктуации. Умение записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. 41. 42. 43. 44. Р\Р Практикум по написанию сочинения (творческая часть) Сложноподчинѐнные предложения Понятие о сложноподчинѐнном предложении. Место придаточного по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Практикум. 45. 46. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. 47. Составные союзы в СПП. 48. Роль указательных слов в СПП. 49. К\Р Контрольная работа 39. 40. Урок усвоения нового материала. Определяют главную и придаточную части сложноподчинѐнного предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинѐнные предложения в определѐнной последовательности. Определяют, какую позицию может занимать придаточное Урок предложение по отношению к главному. Графически усвоения новых знаний. выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения, входящие в состав сложных. Читают текст и высказывают своѐ мнение о творчестве художников. Редактируют данные в упражнении предложения в соответствии с книжными нормами литературного языка и записывают предложения в исправленном виде. Урок Разграничивают союзы и союзные слова в усвоения сложноподчинѐнном предложении. Графически нового выделяют союзы и союзные слова в предложениях. материала. Читают тексты и в письменном виде сжато излагают свои размышления. Выписывают предложения, Урок расставляя знаки препинания. Графически выделяют усвоения союзы и союзные слова. Выписывают предложения, нового расставляя знаки препинания. Составляют схемы материала. сложноподчинѐнных предложений с составными союзами. Урок Графически выделяют указательные слова в усвоения сложноподчинѐнном предложении. Выписывают нового сложноподчинѐнные предложения и составляют материала. схемы предложений. Пишут небольшое сочинение. Комментируют и исправляют речевые недочѐты данных в упражнении предложений. Ищут ошибки в употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном виде. Урок Тест контроля. Уметь находить главное и придаточное предложения. Уметь правильно определять место придаточного в СПП. Отработать навыки пунктуации. Уметь различать союзы и союзные слова. Уметь находить главное предложение с указательными словами и без них. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Работа над ошибками. Практикум по орфографии. Практикум по орфографии. Р\Р Практикум по написанию изложения. Р\Р Практикум по написанию изложения. Основные группы сложноподчинѐнных предложений. СПП с придаточными определительными. Урок усвоения нового материала. 57. СПП с придаточными изъяснительными. Урок усвоения нового материала. 58. СПП с придаточными определительными, изъяснительными 59. Практикум по синтаксису и пунктуации. Повторительн о– обобщающий урок Повторительн о– обобщающий урок 60. 61. Практикум по орфографии. СПП с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинѐнные Дифференцируют с помощью схем основные группы сложноподчинѐнных предложений на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определительного. Анализируют самостоятельно материал для наблюдений. Используют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Составляют сложноподчинѐнные предложения. Редактируют неправильное употребление средств связи главного и придаточного предложений. Конструируют предложения по данным схемам Определяют понятие придаточного изъяснительного. Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми. Учатся различать придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. Читают диалоги, пересказывают их содержание с помощью сложноподчинѐнных предложений с придаточными изъяснительными. Работа по схеме. Анализ предложений. Составление предложений по схемам. Конструирование предложений. Урок Работа по схеме. Анализ предложений. Составление усвоения предложений по схемам. новых знаний. Уметь находить в тексте придаточные определительные, определять смысловые отношения. Уметь находить в тексте придаточные изъяснительные, определять смысловые отношения. Уметь различать виды придаточных. Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинѐнные предложения с придаточными причины и следствия, условия и уступки Сложноподчинѐнные предложения с придаточными цели. Р\Р Практикум по написанию изложения. Р\Р Практикум по написанию сочинения (творческая часть) Сложноподчинѐнные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. Обобщение по теме «Основные группы СПП». Практикум: основные группы СПП. СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП . времени. Урок усвоения новых знаний Словарный диктант. Работа со схемами учебника. Анализ предложений. Создание письменного высказывания по вопросам. Уметь различать придаточные причины, условия, уступки. Урок усвоения новых знаний Контрольный словарный диктант. Анализ предложений. Работа с текстом. Уметь находить в тексте придаточные следствия и цели., определять смысловые отношения между частями предложения. Урок Анализ предложений. Создание связного усвоения высказывания. Работа с текстом. новых знаний. Уметь отличать придаточные образа действия, меры, степени и сравнения и находить их в тексте. Повторительн о– обобщающий урок Анализ предложений. Графический диктант. Уметь видеть в предложениях главную и придаточную часть. Урок усвоения новых знаний Работа со схемами. Анализ предложений. Составление схем. Уметь определять вид связи в предложении. Урок усвоений Офоэпический диктант. Разбор предложений. Составление схем. Уметь производить синтаксический и 82. Обобщение по теме «Сложноподчинѐнные предложения». новых знаний Повторительн о– обобщающий урок. 83. 84. Практикум. К\Р Контрольный диктант по теме «СПП». Урок контроля Диктант с грамматическими заданиями Умение записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. 85. 86. 87. 88. Работа над ошибками. Практикум по орфографии. Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Урок усвоения новых знаний Работа с учебником и справочной литературой. Составление кластера. Создание синквейна. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП. 89. 90. 91. Практикум по орфографии. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Урок усвоения новых знаний Лексический диктант. Анализ предложений. Выборочное списывание. Уметь определять особенности интонации в БСП; расставлять знаки препинания. 92. 93. 94. Практикум. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. Практикум по пунктуации. Тире в бессоюзном сложном предложении Практикум.. 95. 96. 97. 98. Практикум: знаки препинания Работа с текстом. Разбор предложений. Словарная работа. пунктуационный разбор СПП. Уметь устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Определять виды придаточных. Урок Работа с текстом. Наблюдение за интонацией. усвоения новых знаний. Знать правила постановки двоеточия в БСП. Урок усвоения новых знаний Анализ таблицы. Работа по схемам. Знать условия постановки тире в БСП. Повторительн Анализ предложений. Выявление смысловых Уметь определять смысловые в БСП. о– обобщающий урок. отношений. отношения в БСП; расставлять знаки препинания. Комбинирова нный урок Разбор предложений. Составление схем. 101. Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение» Повторительн о– обобщающий урок. Словарный диктант. Анализ предложений. Конструирование предложений. Составление схем. 102. К\Р Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение». Урок контроля Запись под диктовку Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Знать правила постановки знаков препинания в БСП. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП. Уметь записывать текст, воспринимаемый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные навыки. 99. 100. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. 103. Работа над ошибками. 104. Практикум по орфографии.. 105. Практикум по написанию изложения 106. Практикум по написанию сочинения (творческая часть). 107. Сложные предложения с 108. различными видами связи 109. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. 110. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. 111. 112. Практикум по пунктуации. 113. Практикум по орфографии. Урок Анализ предложений. Составление схем. усвоения новых знаний. Уметь находить в тексте предложения с различными видами связи. Урок Анализ предложений. Конструирование усвоения предложений. Создание устного высказывания на новых знаний. заданную тему. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с различными видами связи. 114. Р\Р Сочинение-рассуждение. 115. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. 116. Обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи». 117. К\Р Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи». 118. Работа над ошибками. 119. Повторение и систематизация изученного Фонетика и графика. 120. Лексика и фразеология. 121. Тренировочная работа в 122. формате ГИА. 123. 124. Практикум по орфографии. 125. Практикум по орфографии. 126. Практикум по орфографии. 127. Практикум по пунктуации. 128. Практикум по пунктуации. 129. Практикум по пунктуации. 130. Практикум по пунктуации. 131. Резервные уроки Урок усвоения новых знаний. Повторительн о– обобщающие уроки Разбор предложений. Составление схем. Этимологический диктант. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.