Положение о порядке ведения тетрадей по предметам

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 8
протокол № 4 от 30.10.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ СОШ № 8
от 30.10.2023 г. № 325

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТАМ
В МБОУ СОШ № 8
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии:

С Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;

приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;

приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;

приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;

Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;

письмом Минпросвещения от 23.10.2019 № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих
тетрадей»;

уставом МБОУ СОШ № 8;

иными локальными актами МБОУ СОШ № 8.
1.2. Настоящее положение устанавливает требования к ведению и оформлению
ученических тетрадей, определяет количество и назначение тетрадей по предметам,
порядок проверки письменных работ учащихся.
1.3. При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой (чернилами)
красного цвета.
1.4. Учитель имеет право, помимо выставления (или невыставления) оценки, делать в
тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы.
1.5. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения обучающихся (для этих
целей имеется дневник).
1.6. В качестве отметки может быть использован только один из следующих символов:
«1», «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид
деятельности (в том числе и через дробь).
1.7. С целью повышения качества проверки и оценки уровня усвоения обучающимися
изученного материала учителю-предметнику необходимо ознакомить обучающихся с
критериями выставления оценок по своему предмету.
1.8. Тетрадь по предмету (ученическая тетрадь) – изданное типографским способом средство
обучения, которое используется в учебном процессе для организации познавательной

деятельности на уроках по предметам учебного плана и выполнению домашних заданий
обучающимися. Тетради по предметам должны соответствовать требованиям безопасности.
1.9. Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат,
способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Обеспечение
обучающихся
рабочими
тетрадями
относится
к
компетенции
общеобразовательной организации.
2. Количество и назначение тетрадей по предметам
2.1. Ведение тетрадей по каждому предмету учебного плана (за исключением физической
культуры) учащимися с 1-го по 11-й класс является обязательным.
2.2. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради:

классная работа;

домашняя работа;

контрольная работа;

творческая работа.
Формы работ:

сочинение;

изложение;

эссе;

рецензия;

лабораторная работа;

практическая работа.
2.3. В соответствии с типами и формами письменных работ тетради делятся по назначению
на виды:

тетради по предмету для классных и домашних работ;

тетради по предмету для контрольных работ;

тетради по предмету для творческих работ/работ по развитию речи;

тетради по предмету для лабораторных работ (по физике, химии, биологии);

тетради по предмету для практических работ (по географии).
2.4. Ученики должны иметь следующее количество тетрадей по предмету для выполнения
письменных работ, а также текущих контрольных письменных работ.
Предмет

Количество тетрадей
1–9-е классы

10–11-е классы

Русский язык

Две тетради по предмету для
классных и домашних работ,
тетрадь
для
контрольных
работ, тетрадь по развитию
речи

Две тетради: одна тетрадь по
предмету для классных и
домашних работ и тетрадь для
контрольных работ

Литература
Литературное чтение

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ. В
9-м классе одна тетрадь для
творческих работ

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ и
одна – для творческих работ
(сочинений)

Математика

Две тетради по предмету для
классных и домашних работ и
одна тетрадь для контрольных
работ

Две тетради по предмету для
классных и домашних работ и
одна тетрадь для контрольных
работ

Алгебра

Две тетради по предмету для
классных и домашних работ и
одна тетрадь для контрольных
работ

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для контрольных
работ

Геометрия

Одна тетрадь по предмету для Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ, классных и домашних работ,

одна тетрадь для контрольных одна тетрадь для контрольных
работ
работ
Вероятность и статистика

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для контрольных
работ

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для контрольных
работ

Иностранный язык

Одна тетрадь для классных и Одна тетрадь для классных и
домашних работ и словарь
домашних работ и словарь

Физика, химия, биология

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для контрольных
работ, одна тетрадь для
лабораторных работ

Окружающий мир

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ

География

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для практических
работ

Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для контрольных
работ, одна тетрадь для
лабораторных работ
–
Одна тетрадь по предмету для
классных и домашних работ,
одна тетрадь для практических
работ

История, обществознание, Одна тетрадь по предмету для Одна тетрадь по предмету для
ОБЖ, музыка,
классных и домашних работ
классных и домашних работ
изобразительное искусство,
информатика, технология
2.5. Учителя-предметники для повышения качества образования и эффективности
применения образовательных технологий на уроках могут использовать рабочие тетради.
2.6. Использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является
неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность
обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык
письма и развивает мелкую моторику.
2.7. Рекомендуется использовать отдельные тетради для классных и домашних работ,
тетради для контрольных работ, тетради для лабораторных и практических работ в
соответствии с условиями организации учебного процесса по учебным предметам.
3. Порядок ведения обучающимися тетрадей по предметам
3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12–18 листов. Общие
тетради могут использоваться лишь в 5–11-х классах на уроках по учебным дисциплинам,
при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ.
3.2. Обучающиеся должны вести записи в тетради аккуратно, разборчиво, с соблюдением
требований орфографии и пунктуации.
3.3. Тетради по предметам, рабочие тетради должны иметь аккуратный вид и быть
подписаны с указанием фамилии, имени, класса, номера образовательной организации.
3.4. При выполнении записей в тетрадях необходимо соблюдать поля, размер которых
устанавливает учитель.
3.5. Дата выполнения работы записывается в строку арабскими цифрами и с названием
месяца в тетрадях по математике в 5–6-х классах, прописью – в тетрадях по русскому языку
в 5–9-х классах, цифрами на полях или в строке – в тетрадях по остальным предметам.
3.6. В тетрадях название темы урока, а также темы письменных работ (изложений,
сочинений, практических и других работ) следует писать на отдельной строке.
3.7. В тетрадях следует обозначать номер упражнения, задачи, при необходимости указывать
вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где
выполняется работа (классная или домашняя).

3.3. При выполнении работ обучающимся не разрешается писать на полях (за исключением
пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Обязательным является
соблюдение правила «красной строки» в тетрадях по всем предметам.
3.4. Дата выполнения работы записывается на каждом уроке в строку арабскими цифрами и
названием месяца в тетрадях по математике в 1–6-х классах, прописью – в тетрадях по
русскому языку в 1–9-х классах, цифрами на полях или в строке в тетрадях по остальным
предметам.
3.5. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных
работ по учебному предмету.
3.6. На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему, а на уроках по русскому
языку, математике, алгебре и геометрии – указать вид выполняемой работы (классная,
домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т. д.).
3.7. Устанавливается следующий порядок пропуска клеток и линеек в тетрадях:
•
по математике (алгебре, геометрии) – начинать писать с самой верхней полной
клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4
клетки, между датой и заголовком работы – 2 клетки;
•
по русскому языку – линейки внутри одной работы не пропускаются, между
домашней и классной работой оставляют 2 линейки.
3.8. Текст каждой новой работы начинается с «красной строки» на той же странице тетради,
на которой написана дата и наименование работы.
3.9. При выполнении заданий в тетрадях обучающиеся должны указывать номер
упражнения, задачи, вопроса.
3.10. Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в
специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, поэтому слова «контрольная
работа» не пишутся: в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы
(например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ,
выполняемых в общих тетрадях.
3.11. Обучающиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или
зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении
графиков и т. д. Обучающимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.
4. Порядок проверки учителями тетрадей по предметам
4.1. Учитель обязан периодически осуществлять проверку тетрадей по предмету в
соответствии с Положением, разработанным в образовательной организации.
4.2. Учитель начальных классов проверяет тетради по предметам ежедневно.
4.3. Учителя-предметники проверяют тетради по предметам, рабочие тетради в зависимости
от количества часов на учебный предмет в соответствии с учебным планом образовательной
организации.
4.4. В МБОУ СОШ № 8 установлена следующая периодичность проверки тетрадей
обучающихся:
Предмет
Русский язык

Класс

Периодичность проверки

5–7-е

После каждого урока у всех учеников

8–9-е

После каждого урока – только у слабых учащихся, у
остальных – наиболее значимые по своей важности, но
с таким расчетом, чтобы два раза в неделю тетради
всех учащихся проверялись

10–11-е После каждого урока – только у слабых учащихся, у
остальных – наиболее значимые по своей важности, но
с таким расчетом, чтобы два раза в месяц учителем
проверялись тетради всех учащихся
Литература

5–8-е

Не реже двух раз в месяц

9–11-е

Не реже одного раза в месяц

Математика

5–6-е

После каждого урока у всех учеников – домашняя
работа, классная работа, самостоятельные работы
контролирующего характера

Алгебра,
геометрия, 7–8-е
вероятность и статистика

Текущая проверка домашних работ – один раз в
неделю у всех учеников, самостоятельные работы
контролирующего характера – после проведения
работы у каждого ученика

Иностранный язык

9–11-е

После каждого урока – только у слабых учащихся, у
остальных – наиболее значимые по своей важности, но
с таким расчетом, чтобы два раза в месяц учителем
проверялись тетради всех учащихся

5–6-е

После каждого урока у всех учеников.
Тетради-словари должны проверяться не реже одного
раза в месяц

7–8-е

После каждого урока – только у слабых учащихся, у
сильных – наиболее значимые по своей важности, но с
таким расчетом, чтобы один раз в две недели учителем
проверялись тетради всех учащихся.
Тетради-словари должны проверяться не реже одного
раза в месяц

9–11-е

После каждого урока – только у слабых учащихся, у
сильных – наиболее значимые по своей важности, но
не реже четырех раз в учебную четверть.
Тетради-словари должны проверяться не реже одного
раза в месяц

География,
биология,
химия, физика, природоведение, история, общест5–11-е
вознание,
технология,
ОБЖ, музыка, МХК, физкультура, информатика

Не реже 1 раза в учебную четверть

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды
контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
4.5. В ходе проверки тетрадей по предметам учитель осуществляет контроль за выполнением
классных и домашних работ обучающимися.
4.6. В ходе проверки тетрадей по предметам учитель исправляет допущенные
обучающимися ошибки.
4.7. В проверяемых работах по русскому языку и математике в 5–7-х классах учитель
исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующими правилами:

зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, подписывает
вверху букву или нужную цифру, математический знак;

пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной
пастой;

при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку
определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации), при проверке
изложений и сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются речевые
и грамматические ошибки, а также ошибки по содержанию.
4.8. При проверке тетрадей в 8–11-х классах учитель подчеркивает допущенную ошибку и
отмечает на полях количество ошибок.

4.9. После проверки диктанта указывается количество орфографических и пунктуационных
ошибок, а изложения и сочинения – ошибок по содержанию, речевых, орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок.
4.10. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись
работы.
4.11. Учитель может делать записи с рекомендациями для обучающихся. Записи должны
быть корректными, не унижающими личность обучающегося.
4.12. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки.
Предмет

Вид работы

Класс

Сроки проверки

1–11-е

Проверяется к следующему уроку

Изложение

5–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

Сочинение

5–9-е

Литература

Сочинение

9–11-е

Проверяется не более 10 дней

Математика

Контрольная работа

1–9-е

Проверяется к следующему уроку

Контрольная работа

10–11-е Проверяется не позже чем через неделю

Русский язык Диктант

Химия

Контрольная работа 8–11-е
Практическая работа

Проверяется не позже чем через неделю

Физика

Контрольная работа 7–11-е
Лабораторная работа

Проверяется не позже чем через неделю

Биология

Контрольная работа 5–11-е
Лабораторная работа

Проверяется не позже чем через неделю

География

Практическая работа 5–11-е

Проверяется не позже чем через неделю

5. Осуществление контроля
5.1. Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет заместитель
директора по УВР или администрация школы.
5.2. Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля на
соответствующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».