ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Приложение 5
к приказу МБОУ СОШ № 8
от 26.01.2024 №36
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБЩЕОБРАЗС НАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА № 8»

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 3
от 10.11. 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
МБОУ СОШ № 8
В. К. Русских
Приказ № 36 от 26.01.2024 г.

Цk*VS&
it

;

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Возраст детей
6-7 лет
2023 - 2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассн ика» предназначена для
подготовки детей
6-7 лет к школе и разра ботана в соответствии с
требованиями Федерального государственного ста ндарта начального общего
образования.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых
документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

При южение 5

к пр зказу МБОУ СОШ № 8
от 26 .01.2024 №36
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБЩЕОБРАЗС|> ВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 3
от 10.11. 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДиректорМБОУ СОШ № 8
;'
В. К. Русских
При каз № 36 от 26.01. 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Возраст детей 6-7 лет
2022 - 2023 учебный год

1. Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первокласс ника» предназначена для
подготовки детей
6-7 лет к школе и разр аботана в соответствии с
требованиями Федерального государственного ст ацдарта начального общего
образования.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых
документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федерального Закона от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерай ии»;
• Приказ Минпросвещения России от 0S .11.2018 г. №196 «Об

утверждении Порядка организации и осуще^ствления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразо вательным программам»;
СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 89 зарегистрированных в
Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационй ый номер 19993.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,
Подготовка детей к школе занимает особое мес то в системе образования,
Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к шхоле. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования Ребенок дошкольного
возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него
должна быть развита мотивационная сфера, где лк]>бознательность выступает
как основа познавательной активности, сфор цированы эмоциональноволевые и познавательные сферы психичес Ких функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных
учебных действий (УУД), коммуникативными и ре чевыми компетенциями.
Программа «Школа будущего первокласснике):•> решает задачи общего
развития будущего первоклассника, его физ ических, социальных и
психологических функций, необходимых для сис {тематического обучения в
школе.
Новизна образовательной Программы заклк чается в том, что она
предполагает использование современных педагогических технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы
ребенка, включить его в изменившуюся соци;ian ьную среду. Программа
представляет систему
взаимосвязанных зай ятий,
выстроенных в
определенной логике, направленных на формил ование у дошкольников
необходимого уровня психологической готовно ст и к школе, общение со
сверстниками и педагогами, мотивационной готовиости к школе,
Доказано, что у детей, не готовых к систематичг скому обучению, труднее
и дольше проходит период адаптации, приспос обления к учебной (а не
игровой) деятельности. Не подготовленный к шког е ребенок не всегда может
сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в
общий ритм работы класса. В настоящее время школа решает сложную
задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное
развитие
ребенка (готовность
и способнэ сть к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познан? ю) на основе освоения им
универсальных учебных действий (регулят|и вных, познавательных,
сфере экономических и
коммуникативных), познания и освоения мира,
политических преобразований нашего обществ^ от учителя начальных
классов требуется совершенствование всей систегмь I учебно-воспитательного
процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным
обучением. Одним из таких направлений 9вляется пред школьная
подготовка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его
адаптации, вхождения в режим школьной жиз ни, его учебные успехи,
психическое самочувствие.

Актуальность программы.
Программа «Школа будущего первоклассника > направлена на решение
вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом
проблемы разного уровня подготовленности / етей, затрудняющего их
адаптацию к условиям школьной жизни. Г:рограмма не допускает
спечивает формирование
дублирования программ первого класса. Она
ценностных установок, ориентирует не на урове нь знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребенка, на зону ^го ближайшего развития,
обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности
к
в
единой
смысловой
произвольности,
организует и
сочетает
последовательности продуктивные виды деятель^ ости, готовит переход от
игровой к творческой, учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современтои школы является рост
количества учащихся со школьной дезадаптацир й уже в первом классе.
Очень часто результатом неуспеваемости, школь IX неврозов, повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, пост /пивших в школу. Первый
год обучения очень трудный для ребенка: меняе гея привычный уклад его
жизни, он адаптируется к новым социальным уело виям, новой деятельности,
незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация
протекает у детей с нарушениями физического и п шхологического здоровья,
а также у тех дошкольников, которые не посепцали детские дошкольные
учреждения. Поступление ребенка в школу являете я стартовой точкой нового
этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и
заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно,
Наибольшие трудности в начальной школе испытф■тают не те дети, которые
имеют недостаточно большой объем знаний, умеш й и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у котор ых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое. Пред школьная
подготовка создает равные стартовые условия Д л я получения начального
образования, делает доступным качественное обуч^ ние на уровне начального
общего образования.
Отличительной особенностью данной програ м|мы является то, что она
представляет собой систему подготовки, осд овой которой является
интегрированный курс, объединяющий все основные направления,
стимулирующие
развивающие
необходимые
качества,
на|выки,
познавательные интересы. Программа «Школа будущего первоклассника»
разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и
начальным общим образованием и рассматривавет преемственность как
создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода
с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится
успешная адаптация к новым образовательным уел эвиям.
Важнейшей составляющей педагогического про десса является личностноориентированный подход, развитие личностных ко ушетенций.
Программа базируется на следующих принцип ах:
• непрерывности развития ребенка;

• общего развития ребенка на основе его инди видуальных возможностей
и способностей;
• развития творческих способностей у детей;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой
деятельности, как активного субъекта познания;
• развития и укрепления здоровья личности;
• развития духовно-нравственных убеждений Личности;
• развития устойчивой психологической адаг:тации к новым условиям
образования.
Основаниями для реализации принципа преемственности между
дошкольным и школьным образованием являются:
• ориентация не на уровень знаний, а на по^енциальные возможности
ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
• создание условий для включения ребенка в новые социальные формы
общения;
• организация и сочетание в единой смысл овой последовательности
продуктивных видов деятельности;
• подготовка перехода от игровой деятельности к учебной.
Основными принципами подготовки к обучен цю являются:
• единство развития, обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особе нностей и возможностей
детей;
• уважение к личности ребенка, к проце ссу и результатам его
деятельности в сочетании с разумной требовательн остью;
• комплексный подход при разработке занятий )
• вариативность содержания и форм проведена я занятий;
• систематичность и последовательность занят ий;
• наглядность.
В
основе подготовки к обучению в лколе лежат личностноориентированные и развивающие технолог! ш. Целью личностноориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе
подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие
технологии направлены на формирование у ребенк а проблемного мышления,
на развитие мыслительной активности. Развиваю 1)цие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающг е практические задания,
аналитико-синтетические
творческие
упражнения,
конструирование
действия.
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение 3 месяцев. Обучение детей
рассчитано на 12 учебных недель, общее количеств*о учебных часов - 36.
Формы и режим занятий
Порядок организации работы школы будущий первоклассников:
• продолжительность занятий - 25 минут;
• форма проведения занятий - групповая;
• начало занятий - 04 февраля текущего учебно го года;
• окончание занятий - 29 апреля текущего учеб ного года;
• режим занятий: 1 раз в неделю (среда) - 3 занятия по 25 минут с

перерывами на отдых 10 минут.
Ожидаемые результаты
• обеспечение
единых
стартовых
возможностей
будущих
первоклассников;
• развитие личности ребенка старшего дошкол шого возраста;
• формирование его готовности к систематичес кому обучению,
Цель программы - успешная адаптация дет; й дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создац ие условий гуманного
(комфортного) перехода с одной образовательной qTyneHH на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством
овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального
общего образования, составляет основу начальноео образования. В связи с
этим, создание предпосылок к школьному обученаю является еще одной не
менее важной целью программы.
Основные задачи программы:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств;
S формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности;
С формирование и развитие психических функций познавательной
сферы;
С развитие эмоционально-волевой сферы;
✓ развитие коммуникативных умении;
развитие умений действовать по правилам
2.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит
развивающий характер; не допускает дублирок ания программ первого
класса; помогает освоить специфику социальны* отношений (в семье, со
сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а нт развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшегЬ развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к про извольности; организует и
сочетает в единой смысловой последовательнасти продуктивные виды
деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со ейерстниками и взрослыми;
инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом
индивидуальных возможностей и способносте й; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптац ии к новым условиям
образования; сотворчество обучающих, обучающих^ся и родителей,
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт
возрастных и индивидуальных особенностей реб ёнка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариатг вность; доступность и
достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с
окружающим миром; использование произведени а искусства; разнообразие

игровых и творческих заданий; многообразие видов художественнотворческой деятельности (игровая, музыкальна? художественно-речевая,
театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
3. Место занятий в учебном плане
Программа «Школа будущего первоклассни ка» предлагает систему
адаптационных занятий и состоит из следующих к}грсов:
S «Грамотейка»
•S «Посчитаем-поиграем»
S «Посмотри внимательно на мир»
Адаптационные занятия организуются на базе МБОУ СОШ № 8 и имеют
следующую временную структуру: 3 занятия и день, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутнк,ш перерывом. Программа
рассчитана на 12 недель. Общее количество занять й - 36.
Количество занятий в неделю
Название курса
Число зан? тий в неделю
«Грамотейка»
1
«Посчитаем-поиграем»
1
«Посмотри внимательно на мир»
1
ИТОГО:
3
4. Ценностные ориентиры программы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных
документах дошкольного и начального общего образования (федеральные
государственные требования к структуре основ зой общеобразовательной
программы дошкольного образования и федер альный государственный
образовательный стандарт начального общего ббразования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый кла сс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими
качествами:
физически развит; владеет основными культурногигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается,
ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элемей тарные правила здорового
образа жизни; ухаживает за растениями, животнь:1ми, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обще<ртве, государстве, мире и
природе; владеет средствами общения и спос Йбами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; использует вербальны|е и невербальные способы
общения; владеет диалогической речью и кон структивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми; осознан но и произвольно строит
речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей ДО,лжна быть сформирована
физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе,
Физиологическая готовность к обучению в ш коле выражается в общем
состоянии здоровья ребёнка и отдельных функцион альных систем организма,
В основе физиологической готовности леж цт способность ребёнка
переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой.

Социальная готовность к обучению в школе; — готовность ребёнка к
новым формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у
ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей
внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем
психического развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых
для учения. В возрасте 6-7 лет у ребёнка вэзникает новая структура
переживаний, при которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь»,
«Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой» и т. д. Ребёнок открывает
сам факт своих переживаний. Отсюда вытекаюрг некоторые особенности,
характеризующие кризис 6-7 лет. Также кризис связан с потерей детской
непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей
деятельности, одним из критериев психологической готовности будет
появление позиции школьника. В этом смысле проявление кризиса 6-7 лет
является одним из показателей готовности ребёнка к школе.
Курс «Грамотейка» помогает практически подготовить детей к обучению
чтению, письму и совершенствовать их устнук» речь. Содержание курса
направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается
прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс «Посчитаем-поиграем» направлен на р азвитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и н эвые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики, понимать относительность
свойства, делать выводы.
Курс «Посмотри внимательно на мир» направлен на коррекцию и
развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих
представлений. В основе подготовки лежат непо редственные наблюдения,
действия с предметами, элементарные экс зерименты. «Предметное
окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире:
о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления
общественной жизни» расширяют круг знаний и представлении о явлениях
взаимоотношения
и
окружающей
действительности,
их
связи]
взаимозависимости.
5. Планируемые результаты освоения про граммы
В ходе освоения содержания nporpaiv мы «Школа будущего
первоклассника» предполагается обеспечение условий для достижения
обучающимися следующих личностных, метап оедметных и предметных
результатов.
Познавательные У УД: знаково-символиче ское моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с це лью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как сос та вление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; сравнение и сопоставление; выделе ние общего и различного;
осуществление классификации; установление а залогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретн ых условий; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания з устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осущеетвление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно пон имать оценку взрослого и
сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение опредеЬ енными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоциональн о-позитивное отношение к
процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнера по общению; умение слушать собеседник а; задавать вопросы,
Личностные УУД: мотивационные и коммун]икативные, формирование
Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делат ь элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ро лям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картине к;
обсуждать нравственные стороны поступков люден
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треупольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
считать от 1 до 10 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10 соотносить количество с
цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выраж|£ать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным друже.любным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, сксороговорки, чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Таким образом, предшкольное образование обес печивает плавный переход
из дошкольного детства в начальную школу дет|ей с разными стартовыми
возможностями, т.е. позволяет реализовать главы ую цель преемственности
двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации

ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую
ведущую деятельность.
Способы определения результативности:
•
наблюдение за детьми, беседы индивидуаль ные и групповые, а также
беседы с родителями;
•
формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста;
•
взаимодействие в коллективе: игры, наблюде ние, беседы с родителями,
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая
осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в
деятельность по освоению программы, выступуют педагоги и педагогпсихолог.
Курс «Грамотейка»
Пояснительная запискт
Рабочая программа по курсу «Грамотейка» разработана по подготовке
к школе детей 6-7 лет.
Рабочая программа рассчитана на 12 час 9в в год (по 1 занятия в
неделю продолжительностью 25 минут).
Курс «Грамотейка» помогает практически по^готовить детей в возрасте
6-7 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание
курса направлено на общее развитие ребенкЖ посредством которого
создается прочная основа для успешного изучени я литературного чтения в
школе.
Содержание ориентировано на решение след^ующих задач:
— создание условий для формирования многосто ронне развитой личности
эстетическое,
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравс гвенное,
эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации
учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтен ию;
— формирование элементарной культуры речи совершенствование на
ей.
доступном уровне навыков связной устной речи
В данном курсе прослеживается интеграц^ я работы по подготовке
детей к обучению чтению с работой по развитию и устной связной речи,
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе
являются:
— расширение, обогащение и активизация словарн эго запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребе нка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рас£жаза, сказки, составление
рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по
личным наблюдениям и впечатлениям, состцвление загадок, сказок,
рассказов, словесное рисование);
— создание речевых высказываний различных т ипов: описания (человека,
животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскаж и свою любимую сказку.

Почему она тебе нравится больше других?); повествования (пересказ,
рассказывание).
Развитие речи осуществляется в зн зчительной степени на
произведениях художественной литературы, что способствует обогащению
речи детей, расширению их словарного запаса, и^ духовно-нравственному и
эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию
литературных произведений в курсе «Литератур ное чтение» в начальной
школе и курса «Литература» в основной шко гге, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя что является одной из
актуальных задач современной школы. Помим[о этого, материалом для
занятий, содействующих речевому развитию детл й, являются окружающий
ребенка мир, явления живой и неживой природа , произведения различных
видов искусства (музыка, живопись).
Возрастные особенности детей 6-7 лет обус ловливают необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и
активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к
освоению родного языка дети знакомятся с помоп ью взрослых с рассказами,
сказками, сюжетными и предметными иллюстрац иями, учатся отвечать на
вопросы и задавать вопросы по содержани ю прочитанных текстов,
пересказывают прочитанное, выразительно чит ают выученные наизусть
стихотворения, составляют по иллюстрациям заг;адки, сказки, рассказы. В
процессе знакомства с художественными произве,дениями и работы с ними
осуществляется интеллектуальное и нравственно -эстетическое воспитание
детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей
жизни. Они овладевают диалогической и моно логической речью, учатся
говорить выразительно, без напряжения, не торо|з ясь, отчетливо произнося
каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению явлфется создание условии для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений
устного народного творчества и литературных произведений происходит
интенсивное многостороннее
развитие ребг нка: интеллектуальное,
нравственное, эмоциональное, эстетическое, рече вое; у детей формируется
стабильное внимание к слову в художественном те кете (что является основой
работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение
воспринимать слово как основной элемент художе<ртвенного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей
эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного
литературы;
вести
освоения
произведений
художественной
о
формированию
умения
целенаправленную и систематическую работу г
ребенка эмоционально осмысливать худож фственное произведение,
выражать собственное восприятие прочитанного, с тношение к произведению
и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на эта ле подготовки к обучению
чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами
художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения
терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь
бл з этого процесс освоения
пользоваться ими в своей собственной речи

ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература» в
основной школе будет существенно затруднен Непременным условием
успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для
формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к
произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими
путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для
чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы
детской художественной литературы, отвечающие возрастным и
психологическим
особенностям
детей,
представляющие
разные
литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы,
поговорки). Кроме того, использованием преиму
игровых форм
работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам
литературных произведений, различные конкурсы).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подго товки к обучению грамоте
и чтению (умение вслушиваться в речь, в отд ельные звуки, работа по
правильному произнесению звуков, обучение пра аильному интонированию,
управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата
(развитие правильной дикции, силы голоса, вцделение особо значимых
слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок,
рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы,
связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием
сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать,
воспринять на слух выразительные языковые среде тва — эпитеты, сравнения
(без использования терминологии));
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно
говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что
такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию 4 онематического слуха, по
выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При
подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки»,
которые фиксируются с помощью различных фише к
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование.
Речевые игры развивают мышление, речь, вн сманив, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори
быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет форма, размер)», «Назови
звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к
обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью разл шных объектов: фигур,

элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы
различной конфигурации, печатные буквы.
Содержание программ ы
Развитие и совершенствование устной речи.
Расширять и активизировать словарный запг.с детей: обогащать словарь
ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные
названия качеств неодушевленных предметов
материал, форма, цвет,
размер
и одушевленных
человек: свойства характера, признаки
внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением,
уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на
обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в
собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном
учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор
точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и
употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание
роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий,
признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова.
Формировать умение правильно употреблять сле ва, подходящие к данной
ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.
Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть
существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств
(материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность
понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их
использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и
последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать
умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную
тему; описывать устно окружающий мир (цвет л, зверей, птиц, деревья,
овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному учителем, или
по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей.
Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание
сюжета, предшествующего изображению и след^ ющего за ним. Развивать
интерес детей к самостоятельному словесном у творчеству, поощрять
создание рассказов, сказок, стихотворений. Пр обуждать желание детей
общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на
этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи,
правильного речевого поведения, умения слушать а также высказываться на
близкие темы.
Наряду с развитием монологической и ди алогической речи особое
внимание обращается на технику речи, в связи с эт им в занятие включаются
элементы дыхательной гимнастики, артикуляциоь: ные упражнения, речевые
разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм
литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания,
губ, языка); произношение звуков русского aj фавита, произношение и
сравнение звуков, тренировочные упражнения цо произношению звуков,
закрепление и автоматизация звука.
Подготовка к обучению чтению
Обучать правильному литературному произ ношению, орфоэпическим
нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи:
умение различать на слух и в произношении lice звуки родного языка,
Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове. Закреплять Правильное произношение
артикуляцию: обучать детей четкому произ ношению слов и фраз;
формировать умение менять силу, высоту голо :а (голос, сила, мелодия,
интонация, темп речи, паузы), обучать прар ильному использованию
интонационных средств. Знакомить с правильны vi произношением звуков,
выделять звуки из слов по порядку; различать гла сные и согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печать ых букв; узнавать гласные
и согласные звуки в словах. Выделять звуки в на Чале, в конце и в середине
слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
№
п/п
1.
2.
3.

Количество
часов
2
5
5
Итого: 12 часов

Наименование раздела
Чему учат в школе?
Буквы и звуки
Литературная страна

Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и з|еавершение общения);
приветствие, прощание,
— знать устойчивые формулы речевого этикета
благодарность, просьба;

— осознавать, что в различных ситуациях гов орить можно по-разному:
громко — тихо, быстро — медленно, весело — гр> стно;
— артикулировать звуки русской речи, по нимать, что правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффег:тивному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зре ния произношения, темпа,
громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда э го уместно, отвечать на
обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говоряще|по, использовать мимику и
жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
— сообщать определенную информацию, дого вариваться о совместной
деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное
слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношений
— составлять предложения по опорным словам, пс заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по сери и картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям.
Календарно-тематическое планирование занятий «Грамотейка»
НАПРАВД]ЕНИЕ РА ЮТЫ
К-во
часов
познавательный
разв! шаюгций
аспект
ас пект
Чему учат в Что
ждёт Развитие внимания,
1
школе?
будущих
зрительн ой
и
учеников
в слуховог
памяти,
школе и зачем логическ ого
нужно учиться. мышлеш 1Я,
воображ* ;ния,
конструк торских
способнс 'Стей,
рефлекс! [И.
Развитие внимания,
1
Про звонок и Значение
мышлеш 1Я,
про
урок. школьного
Семицветная
звонка и урока. смыслов ш
и
Семь
цветов зрительн ой памяти,
дуга.
радуги. Краткое рефлекс! [И.
содержание
сказки
В.
Тема занятия.

№
1.

2.

3.

Знакомимся со
звуками и
буквами.
Гласные звуки

4.

Знакомимся со
звуками и
буквами.
Согласные звуки
(звонкие и
глухие)

5

Знакомимся со
звуками и
буквами.
Согласные звуки
(твердые и
мягкие)

6.

Рисуем
бусы.
Развиваем
фонематический
слух.

Катаева
«Цветиксемицветик».
Умение
вслушиваться в
речь, в
отдельные
звуки, работа по
правильному
произнесению
звуков,
обучение
правильному
интонированию,
управлению
темпом речи
Умение
вслушиваться в
речь, в
отдельные
звуки, работа по
правильному
произнесению
звуков,
обучение
правильному
интонированию,
управлению
темпом речи
Умение
вслушиваться в
речь, в
отдельные
звуки, работа по
правильному
произнесению
звуков,
обучение
правильному
интонированию,
управлению
темпом речи
Порядок
расположения
цветов
в
Российском
флаге. Что такое

Развитш; внимания,
зритель юй и
слухово]й памяти,
мышле? ИЯ,
вообрах ения,
фонема' ического
слуха, р гфлексии

1

Развитие i внимания,
зрителы юй и
слухово й памяти,
мышлен ИЯ,
воображ ения,
фонемаз ического
слуха, ре;флексии

1

Развитие ! внимания,
зрителы ой и
слухово] I памяти,
мышлен !Я,
воображ зния,
фонемат ического
слуха, ре флексии

1

Развитие внимания,
мышлен ИЯ,
зритель! ой памяти,
фонема! ического
речи,
слуха,

1

7.

фонематический
слух. Рифма.
Рисуем
бусы. Сказка «Репка»
Развиваем
Что
такое
фонематический фонематический
слух.
слух.

8

Дни
недели.
Слушаем сказку.
Развиваем
мелкую
моторику.

9

Времена
года.
Слушаем сказку.
Развиваем
мелкую
моторику.

10. И снова сказка.
Ещё
о
геометрических
фигурах.

11. Развиваем
воображение
фантазию.
Трудные

и

воображ шия,
рефлекс!ш.
Развитие внимания,
мышлеш :я,
зрительн эй памяти,
фонемат ического
речи,
слуха,
воображ* :ния,
рефлекс! и.
Что
такое Развитие внимания,
русская
мышлеш [Я, слуховой
народная
и смысле вой памяти,
рифмы,
чувства
сказка?
в
Популярные
ориентаг ИИ
герои рус. нар. простран стве,
конструк торских
сказкок.
История
способнс стей,
возникновения
рефлекс! и
названий дней
недели.
Упр.
для
развития
мелкой
моторики руки.
Развитие внимания,
Авторская
мышлеш гя, слуховой
сказка.
и смысле >вой памяти,
Популярные
рифмы,
герои авторских чувства
в
сказок. История ориентае ,ии
возникновения
простраг стве,
конструк торских
названий
месяцев.
Упр. способне >стей,
для
развития рефлекс! ш
мелкой
моторики руки.
Развитие внимания,
Авторская
мышлен: 1Я,
сказка.
зрительк ой памяти,
Популярные
герои авторских воображ гния,
в
сказок. Точка, ориента1 щи
линия, прямая, простра! стве,
KOHCTpyi торских
треугольник,
квадрат,
круг, способн* ютей,
прямоугольник. рефлекс] га
Чем отличается Развитие внимания,
воображение от воображ гния,
логичес! ОГО
фантазии.
мышлен тя, слуховой
Василиса

1

1

1

1

1

задания
Василисы
Премудрой.

от Премудрая
героиня русских
народных
сказок.

и
зрительной
памяти,
чувства
рифмы,
речи,
артиста1юских
способн остей,
рефлекс ИИ
12. Развиваем речь. Антонимы
Развита г внимания,
Качества
слова
мышлен ия, слуховой
характера.
«наоборот». Что и смысл овой памяти,
такое характер. вообрая^ ения,
Положительные ориента щга
в
простра зстве, речи,
и
расширь ние
отрицательные
словарн эго запаса,
черты
характера.
рефлекс ИИ

1

Курс «Посчитаем-поигра ем»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Посчитаем поиграем» разработана на
основе программы по подготовке к школе дете^ 6-7 лет.
Рабочая программа рассчитана на 12 ча 206 в год (по 1 занятия в
неделю продолжительностью 25 минут).
Данный курс определяет содержание р аботы по математической
подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе и зад;аёт основные направления
реализации общих психолого-педагогических идей их развития на
математическом материале.
Главные цели курса математики подготсф ительного периода — это
формирование начальных математических представлений и развитие на их
основе познавательных способностей дошкольник ов.
Развитие познавательных способностей у детей будет более
эффективным, если в процессе работы с математическим материалом
систематически будут включаться задания, н аправленные на развитие
логического мышления (проведение сравнений, а зализа, разбиение объектов
на группы, выделение части и целого, проведен ие доступных обобщений),
пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения,
памяти, мышления, внимания, речи — позв рляет целенаправленно и
систематически развивать познавательные способ ности дошкольников, а это
необходимое условие их подготовки к школе.
Программа «Посчитаем-поиграем» направл гна на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства
объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать
относительность свойств; делать выводы, провер ять их истинность, уметь
использовать эти выводы для дальнейшей работы

В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и
интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития
познавательных
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, к энечно, внимания.
В математическом содержании подготовител ьного периода объединены
три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10,
счёт десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство,
конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их
обозначение: знаки «+», «-», «=»); геометрическая (пространственные
представления, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в
окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление
моделей геометрических фигур из бумаги);
построенная на основе математического материала двух первых линии и
создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти
мышления детей. В курсе «Посчитаем-поиграем» реализуется основная
методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет
более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе
деятельности ребенка,
насыщенной математическим
содержанием,
направляется специальным подбором и структур ярованием заданий, формой
их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого
возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям /сваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент^, наблюдения на действиях
с предметами, предметными картинками, моделрями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая.
На данном этапе метод практических действкии дополняется важнейшим
для математики способом познания окружающего мира — методом
моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется
выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется
моделирование цифр из плоскостных элементов)
Более активное использование разнообразных дидактических игр
математического содержания позволяет не только углублять математические

знания, но и способствует формированию умений общаться с
преподавателем, развивает навыки сотрудник ества со сверстниками,
формирует умения оценивать свои действия, ра|ботать в одном ритме со
всеми, когда это необходимо.

Содержание программ^
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер форма). Сравнение трёх и
более предметов (фигур) по размеру (больше-мень ше, длиннее-короче, такой
же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный, такой ж е по форме и др.), по цвету
(одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому состаф.лен предложенный ряд
предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по
заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине, Уравнивание длин двух
предметов.
Подбор предметов по заданной длине, (рвойство транзитивности
отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире--уж г и др., его использование
при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геом^трических фигур (таблиц)
по заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с noiv ощью чашечных весов без
гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее
левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие
геометрические
фигуры:
точка,
отрезок,
круг,
многоугольник (треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник,
квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бума^и. Отрезок как сторона
многоугольника.
Линейка —инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра.
Неделя. Дни недели.
Отсчет дней недели по порядку от любого дня ь едели. Времени года. Их
последовательность.
Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (кф< правило, четыре недели
составляют месяц). Определение времени по час ам (по часовой стрелке),
Простейшее сравнение времени (больше трех час ов, меньше пяти часов и
т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше,
меньше, столько же).
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до
10. Цифра и число.
Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка дву мя способами,
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:
наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в
этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого
элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов

в группе от их свойств, способа и порядка перерас^е та. Порядковый счет, его
отличия ль счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных эле ментов (треугольников,
прямоугольников и др.)
Десяток. Счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмичес ких операции сложение и
вычитание, название и обозначение этих действий (:н аки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемы?
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по
рисункам. Решение задач с опорой на наглядный ма ?ериал.
Составление задачи по схематическому ри; унку и схематического
рисунка по задаче. Формирование начальг ых представлений об
универсальности математических способов познан ия мира (одна и та же
модель для задач с различными сюжетами)
Учебно-тематический план по зделам:
Количесгво часов
№ Наименование раздела
п/п
1
Величина
3
2
Ориентировка в пространстве
3
Геометрические фигуры
3
3
4
Количество и счет
3
12 часов
Итого:
Предметные результаты:
В результате изучения курса по развитию матем атических представлении
ребёнок научится:
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном п:эрядке, начиная с любого
числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
В результате изучения курса по развитию математических представлении
ребёнок получит возможность научиться:
- правильно пользоваться количественными и порядц; овыми числительными,
- выражать местонахождение предмета по отношени о к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа внизу слева, в центре и
др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении:
вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже,
между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия;

упорядочивать их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько
же);
- определять количество предметов в заданной гр}уппе и устно обозначать
результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рису нках) конкретный смысл
действий сложения и вычитания;
- различать и называть простейшие геометрическ ие фигуры, находить их
прообразы в окружающем мире.
Календарно-тематическое планироЕ ание курса
«Посчитаем-поиграем»
№

Тема
занятия.

1.

Сделай «так
же», сделай
«по-другому»

2.

Найди
«лишний
предмет»
Анализ
объекта.

3.

Представление
о
пространствен
ных
отношениях
(слева,
справа)

4.

Представление
о
пространствен
ных
отношениях
(вверх, вниз).

5.

Представление
о
пространствен
ных

НАПРАВЛЕНИЕ PAIЮТЫ
К-во
часов
познавательный
развш $ающий
ас г ект
аспект
Развитие
внимания,
1
Сравнение
памяти,
предметов
по зрительно й
различным
мышленш [, ориентации
пространстве,
признакам.
в
расширен! ie словарного
запаса, ре( шексии
Развитие
внимания,
2
Сравнение
памяти,
предметов
по зрительно й
мышленш , ориентации
различным
пространстве,
признакам: цвету, в
мелкой
форме, размеру и развитие
рефлексии
моторики,
т.д.
1
внимания,
Понятия
«лево­ Развитие
и
зрительно л
право»
памяти,
смысловое I
логическо го мышления,
в
ориентаци и
простране гве, развитие
моторики,
мелкой
рефлексии
внимания,
1
Понятия
«верх- Развитие
и
зрительно: \
низ».
памяти,
СМ Ы СЛОВО! t
логическо о мышления,
в
ориентаци и
простране гве, развитие
моторики,
мелкой
рефлексии
1
внимания,
Понятия «ближе», Развитие
и
зрительно: \
«дальше».
памяти,
СМ Ы СЛОВО! i
логическо о мышления,

6.

7.

8.

9.

отношениях
(слева, справа
вверх,
вниз,
ближе,
дальше).
Установление
взаимноодноз
начного
соответствия
предметов
(образование
пар).
Отношение
«столько же».
Признаки
предметов.
Графический
диктант.

Признаки
предметов.

«Давайте
подумаем...»

ориентац ди
в
простран< :тве, развитие
мелкой
моторики,
рефлекси д
Понятия «столько Развитие
внимания,
же»,
«больше», зрительнс й
и
«меньше».
памяти,
смыслово й
логическс го мышления,
в
ориентащ [И
пространс тве,
рефлекси! 1

1

Развитие
внимания,
по зрительно й
и
памяти,
смыслово д
логическо го мышления,
в
ориентащ и
пространс тве, мелкой
моторики, рефлексии
Понятия «уже», Развитие
внимания,
памяти,
логического
«шире»,
«короче»,
мышленю [, ориентации
«длиннее».
в простра детве, мелкой
моторики, рефлексии
внимания,
Развитие
Установление
логического
закономерностей. памяти,
мышления , ориентации
в простра детве, мелкой
моторики, рефлексии

2

Сравнение
предметов
различным
признакам.

2

1

Курс «Посмотри внимательно н|а мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Посмотри внимательно на мир» разработана в
государственного
соответствии
с
требованиями
Федерально го
образовательного стандарта начального образования
Рабочая программа рассчитана на 12 часов в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 25 минут).
Программа «Посмотри внимательно на мир» наДелена на развитие детей,
формирование у них заинтересованного и бережного отношения к
природному окружению. Данный курс представфяет собой первый для
малышей опыт систематизации и научной коррек дии накопленных ими в
дошкольном возрасте разнообразных природов едческих представлений,
Вместе с тем это и первый опыт последовательног о приобщения ребенка к
свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя
которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими

руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер
деятельности детей на занятиях. Содержание прогр аммы строится как синтез
различных составляющих естественно-научного г экологического знания с
включением доступных элементарных сведений из области астрономии,
физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная
первоначальная картина мира, которая станозится фундаментом для
развертывания соответствующего учебного курса
основу подготовки малышей к обучению пол эжены непосредственные
наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в
естественной для детей данного возраста занимател ьной, игровой форме. Эта
деятельность дополняется рисованием, раскрашива нием, вырезанием фигур,
лепкой и т. д.
При этом большое внимание уделяется форлкированию таких важных
умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры),
находить их общие и отличительные признаки фиксировать состояние
предмета и его смену (явление). Таким образом, oi уществляется накопление
фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для
успешного освоения программы начальной школы
Курс «Посмотри внимательно на мир» наце|лен на развитие у детей
универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных
процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательновнимание
уделяется
исследовательская
деятельность.
Основное
формированию универсальных предпосылок учебнрй деятельности - умении
работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей
детей, логическим действиям.
Цель программы: Развитие у детей универсальных предпосылок
учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных
способностей, формирование основ безопасност и жизнедеятельности и
экологического сознания.
Задачи программы:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
• Формирование познавательных действий, стан овление сознания;
• Формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего
мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы.
Программа является развивающей, в процессе ее реализации у
воспитанника формируются универсальные предпосылки учебных действий
(УУД) с учётом предметного содержания:
Личностные — умение соотносить поступки события с принятыми
этическими принципами, знание моральных но^м и умение выделить
нравственный аспект поведения.
Регулятивные - осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её
по указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по
результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные
— знаково-символическо
моделирование
и
преобразование объектов; анализ объектов с цель ю выделения признаков;
анализ объектов; сравнение и сопоставление; выдел ние общего и различного;
осуществление классификации.
Коммуникативные овладение определен ными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к
процессу сотрудничества со взрослыми и свере тниками; ориентация на
партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы,
Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном
возрасте представлений о природе. В основ) подготовки положены
непосредственные наблюдения, действия с пред метами, элементарными
эксперименты, которые проводятся в естествен ной для детей данного
возраста занимательной, игровой форме.
Содержание программы «Зелёная тропинка»
Времена года
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие
признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление
причинно- следственных связей между различнымр сезонными изменениями
(положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их
отображение с помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на оси эве наблюдения примеров
положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан
на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения
человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила
поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года, Безопасность на воде, на
льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели жи ]юго уголка. Домашние
животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в
природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений.
Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание
изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий,
необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам,
форме тела, окраске, выявление связи между ос эбенностями строения и
изображений
условиями жизни рыб.
Мысленное
достраивание
«спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц
ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания,
издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.).
Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения)
размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их
на рисунках и в природе (с помощью атласа-определ лтеля).
Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходимость бережного

отношения к ним. Раскрашивание изображений ули|гки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с
опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые
уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира, Радость познания мира,
общения с людьми. Всегда ли окружающий цлир безопасен для нас?
Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях,
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила
поведения при контактах с незнакомыми людьми.

№ п/п
Наименование раздела
1
Времена года
2
Наши друзья - животные
Окружающий мир и наша безопасность
3
Итого:

Количество часов
4
4
4
12 часов

Планируемые результаты:
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования в области познавательного развития:
1. Ребёнок обладает элементарными представле зиями из области живой
природы, естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей, обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором живёт, склонен наблюдать,
экспериментировать;
2. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстникам и;
3. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения
дошкольного дополнительного образования.
- Владеть универсальными предпосылками учебкой деятельности - уметь
работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
перечислять в правильной последовательности времена года и кратко
характеризовать их признаки;
— Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения
новых познавательных задач, предлагать собственный замысел
конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке,
модели и т.д.;
— Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально

опасным для человека ситуациям, соблюдетъ элементарные правила
безопасности дорожного движения и безогаюного поведения в мире
природы;
Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному
окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планиров ание занятии
«Посмотри внимательно на иир»
(12 часов)
Тема занятия.
НАПРАВЛЕНИЕ Р АБОТЫ
К-во
№
часов
познавательный
р£звиваюаций
аспект
аспект
2
Развит! ie
внимания,
1. Времена года: Отличительные
осень, зима.
особенности осени мышле зия, слуховой и
и зимы как времён зрител! ной
памяти,
года.
вообра: Кения,
фонема тического
слуха, чувства рифмы,
речи, 1сонструкторских
способ] юстей,
рефлек<ши
внимания,
2
Развита ie
2. Времена года: Отличительные
слуховой
особенности весны мышле) аия,
весна, лето.
и лета как времён памяти, ориентации в
простра нстве,
года.
вообра> сения,
фантаза и, рефлексии
внимания,
4
Развита е
и Разнообразие
3. Домашние
мышле! 1ИЯ, СМЫСЛОВОЙ
домашних
дикие
животных, их роль и слу ■совой памяти,
животные.
в жизни человека. вообра> сения,
и
констр> кторских
Разнообразие
диких животных.
артиста ческих
способа остей,
речи.
рифмы,
чувства
фонема гического
слуха, р>ефлексии
внимания,
1
Развитиie
4 Внешний
вид Необходимость
логичес кого
соблюдения
ученика.
мышле! ия, слуховой и
элементарных
Эстафета
памяти,
зритель дой
занимательных правил гигиены.
реакции,
быстро^1ы
заданий.
фонематаческого
слуха, сонструкторских
артистических
и
способаюстей, чувства
рифмы, воображения,

5

Опасности
улицах
дорогах.

на
и

6

Огонь
волшебник
враг.

7.

Трамвайчик
«Первоклашка».
Тестируем
и
тренируем
внимание
и
мышление.

—
и

фантаз ии, рефлексии
внимания,
Осторожное
и Развит ие
осмотрительное
логиче ского
отношение
к мышле ния, слуховой и
памяти,
потенциально
зрител ьной
реакции,
опасным
для быстре ты
фонем этического
человека
слуха, конструкторских
ситуациям,
артистических
необходимость
и
соблюдения
способ ностей, чувства
элементарных
рифмь: , воображения,
правил
фантаз ии, рефлексии
безопасности
дорожного
движения
и
безопасного
поведения в мире
природы.
Развит не
внимания,
Необходимость
соблюдения
логиче жого
элементарных
мышле ния, слуховой и
правил пожарной зрител >ной
памяти,
реакции,
безопасности
и быстрс ты
безопасного
фонемг этического
поведения в мире слуха, конструкторских
природы.
артистических
и
способ ностей, чувства
рифмы , воображения,
фантаз ни, рефлексии
Тесты
на Развит зе
внимания,
определение
мышле ния,
памяти,
объёма внимания быстро ты
реакции,
и
его речи, р ефлексии.
концентрации, на
определение
умения различать
существенные
и
несущественные
признаки
предметов
и
умение исключать
лишнее понятие из
группы
однородных.

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».