Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 8 Протокол от 30.08.2021г. № 1 УТВЕРЖДАЮ приказом директора МБОУ СОШ № 8 от 31.08.2021 г. № 259 ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует работу классного руководителя в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее – Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии: - с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях; - уставом МБОУ СОШ № 8; - рабочей программой воспитания МБОУ СОШ № 8. 1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в Школе, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей. 1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. 1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. 1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется: - Конституцией Российской Федерации; - Семейным кодексом Российской Федерации; - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; - ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; - приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией Школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным родительским советом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования и кураторами направлений. 2. Цели, принципы и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 2.2. Цели работы классного руководителя: - формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся: - опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции; - организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - нравственный пример педагогического работника; - поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; - признание определяющей роли семьи и ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; - кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций). 2.4. Задачи деятельности классного руководителя: - создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; - формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; - формирование внутренней личной позиции обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны; - формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. 2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач: выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; - реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства; взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; - обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.; - участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий Школы. 2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки: 2.7.1.1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая: содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; - создание условий деятельности с одаренными обучающимися; обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; - содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; - осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье; - выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; - выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; - профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; - формирование навыков информационной безопасности; - содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; - поддержку талантливы обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; - обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая: - изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; - регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; - выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся; - профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая: - привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах, обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; - регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений; - содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая: - взаимодействие с членами педагогического коллектива школы с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию; - взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; - взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; - взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; - взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; - взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; - взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: - участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; - участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций; - участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 2.8. Вариативная часть деятельности классного руководителя отражает специфику школы и включает в себя: 2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в соответствии с планом воспитательной работы школы. 3. Обеспечение академических прав и обязанностей классных руководителей 3.1. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство с учетом локальных нормативных актов, имеет следующие права: - самостоятельно определять цели, приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно- методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; - вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов в части организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее качества и эффективности; - использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом; - получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления для реализации задач по классному руководству; - приглашать в Школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства или при необходимости встреч с администрацией; - самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; - защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников; - привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс (выполнение правил внутреннего распорядка); - посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителямипредметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями труппы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса. Имеет следующие обязанности: - давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении классных или школьных воспитательных мероприятий; - посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса; - проводить родительские собрания; - повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством; - изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации - знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них; осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива; - поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса; - осуществлять профориентационную работу с учащимися 1-11 классов; - осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство; - организовывать питание учащихся класса в школьной столовой; - организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т.п.; - обеспечивать соблюдением детьми техники безопасности и санитарногигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом; - оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях; - извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе; - следить за соблюдением и принимать меры, направленны на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы; - участвовать в работе Педагогического совета школы, методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители; - принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение но интересующим его вопросам; - вести необходимую документацию: классный журнал (печатный или электронный вариант), личные дела учащихся, помогать администрации Школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся; - проходить периодические бесплатные медицинские обследования. 4. Организация деятельности классного руководителя 4.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников. Устава школы, настоящего Положения. 4.1.1. Классный руководитель состоит в штате. 4.1.2. Назначение на должность классного руководителя и освобождение от нее производится директором школы. 4.1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы. 4.1.4. На должность классного руководителя назначается сотрудник школы из числа педагогов, имеющих высшее педагогическое образование и педагогический стаж не менее 1 (одного) года без предъявления требований к стажу работы в должности классного руководителя. 4.1.5. Классный руководитель должен иметь навыки работы с компьютером и офисной техникой и уметь использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в объеме, достаточном для выполнения служебных обязанностей. 4.1.6. Назначение классного руководителя ежегодно оформляется приказом ОУ. 4.1.7. Текущее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора, курирующий организацию воспитательного процесса. 4.2. Циклограмма деятельности классного руководителя. 4.2.1. Классный руководитель ежедневно: - определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; - организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете; - организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. 4.2.2. Классный руководитель еженедельно: - проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков учащимися занятий; - проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы; - организует работу с родителями (по ситуации); - проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по необходимости); - анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных уч-ся. 4.2.3. Классный руководитель ежемесячно: - посещает уроки в своем классе; - получает консультации у психолога и отдельных учителей; - организует заседание родительского комитета класса; - организует работу классного актива; - решает хозяйственные вопросы в классе. 4.2.4. Классный руководитель в течение учебной четверти: - оформляет и заполняет классный журнал; - Участвует в работе методического объединения классных руководителей; - проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности учащихся; - проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; - проводит классное родительское собрание; - представляет в учебную часть отчет об успеваемости уч-ся класса за четверть. 4.2.5. Классный руководитель ежегодно: - оформляет личные дела учащихся; - анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; - составляет план воспитательной работы в классе (план кл. руководителя); - собирает и представляет в администрацию школы, статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) 4.3. Классный час, дата и время которого утверждаются директором Школы, обязателен для проведения классным руководителем и посещения обучающимися. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустимы. Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин. 4.4. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не предусмотренных календарными планами воспитательной работы Школы и годовым планом классного руководителя, не допускается. 4.5. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 4.6. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно. 4.7. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию Школы не менее чем за три дня до мероприятия. 4.8. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). 5. Документация классного руководителя Классный руководитель ведет следующую документацию: 1. Личные дела учащихся. 2. Классный журнал (Электронный журнал). 3. Журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ; 4. Анализ и план воспитательной работы в классе (на основе рабочей программы воспитания Школы и календарного плана воспитательной работы уровня образования). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией Школы; 5. Социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией Школы); 6. Результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса; 7. Характеристики на обучающихся (по запросу); 8. Протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний; 9. Разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (в том числе классных часов – при необходимости); 10. Аналитические материалы. 6. Ответственность классного руководителя 6.1. Классный руководитель несет ответственность: 6.1.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 6.1.2. За жизнь и здоровье учащихся курируемого класса в пределах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6.2. За применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 29.12.2012. Увольнение за такой проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 7. Связи по должности 7.1. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе, в штате которого состоит, а также директору и заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. 7.2. Получает от руководства и администрации ОО материалы нормативноправового и организационно-методического характера, необходимые ему для исполнения должностных обязанностей, знакомится под подпись с соответствующими документами. 7.3. Работает в тесном контакте с учителями, психологами, родителями (законными представителями) обучающихся. 7.4. Режим работы классного руководителя устанавливается в соответствии с нормативными документами ОО и условиями трудового договора (приложение к нему). 8. Оценка эффективности деятельности классных руководителей 8.1. Эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся. 8.2. Эффективность деятельности классных руководителей оценивается по двум группам критериев оценки ее эффективности: 8.2.1. Критерии эффективности процесса деятельности классного руководителя: - комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах; - адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса; - инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т. д.; - системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса. 8.2.2. Критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства: - сформированность у обучающихся знаний, представлений о системе ценностей гражданина России; - сформированность у обучающихся позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России; - наличие у обучающихся опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России. 8.3. Инструментами для экспертной оценки эффективности деятельности классного руководителя ОО являются диагностическая карта по критериям эффективности процесса деятельности классного руководителя, опросник для обучающихся по критериям оценки результатов эффективности) классного руководства. 8.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются основой для поощрения классных руководителей. 9. Механизмы стимулирования классных руководителей 9.1. Механизмы материального стимулирования классных руководителей: 9.1.1. Ежемесячные выплаты за осуществление классного руководства. 9.1.2. Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с использованием средств федерального бюджета. 9.1.3. Материальное стимулирование качества и эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству, реализующееся с использованием механизмов многоканального финансирования с учетом предложенных подходов и критериев оценки эффективности этой деятельности. 9.2. Механизмы нематериального стимулирования классных руководителей 9.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая: создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией ОО; создание системы наставничества и организацию методического объединения классных руководителей; - организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству. 9.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая: наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство; - предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства; предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера. 9.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая: - создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений; - организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки, и восстановления в или вне ее, для профилактики профессионального выгорания. 9.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая: - публичное признание результатов труда классных руководителей в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета; - размещение информации об успехах социально-значимой деятельности классных руководителей в СМИ и на официальных сайтах и учредителя; - информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства; - организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников, осуществляющих классное руководство; - учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.