14.08.2023
Если профессия становится образом жизни,
то ремесло превращается в
искусство.
И. Шевелёв
Профессиональная
ориентация в школе - это система учебно-воспитательной. работы, направленной на
усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и
психофизических характеристиках профессий.
Профориентация
в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и
талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система
действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе
карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса,
а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Подготовка
обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться
обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно
рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным,
трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь
учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в
школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого
человека, так и общества в целом.
Нормативно-правовое обеспечение в
области профориентации
Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от
01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст. 75). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Постановление
Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».
[Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/136694/
Распоряжение
Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 “Об утверждении методических
рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка». [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
Указ
Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный
ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
Цель
профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности;
-
выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы
выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи
профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях,
склонностях и возможностях учащихся;
-
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования.
Основные
направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.